Ведущий научный сотрудник
Социологического Института РАН.
Кандидат исторических наук.
Доктор культурологии.
Светлана Владимировна Лурье

СОВРЕМЕННЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
ЭТНОПСИХОЛОГИИ

 

Лекция 1. Предмет и основные понятия этнопсихологии.

Что изучает этнопсихология? Этнопсихология как междисциплинарная наука. Основные ее понятия: “этнос”, “культура”, “менталитет”, “картина мира”, “этнические константы”, “этническое поле”, “этнокультурная система”, “функционирование этноса”, “функциональный внутриэтнический конфликт”, “культурные модели действия”, “культурные схемы и сценарии”, “этнокультурный защитные механизмы”, “этнокультурная детерминация восприятия действия”. Определенние психологии в рамках этнопсихологии.

 

Лекция 2. Структура этнопсихологии как междисциплинарного научного поля.

Основные научные подходы, используемые в этнопсихологии. Этническая культура как совокупность моделей поведения. Этническая культура как система материальных и идеальных артефактов. Восприятия и когниции как этнокультурнообусловленные. Проблемы этнической адаптации. Структура этнической картины мира. Этническая картина мира как система провоцирующая и определяющая человеческое действие. Этнические установки, схемы и сценарии. Этническая культура как система значений. Этническая культура как системы ценностей.

Соотношение этнопсихологии с другими научными дисциплинами. Этнопсихология как кросс-культурная психология. Этнопсихология и общая психология. Этнопсихология и когнитивная психология. Этнопсихология и культурно-историческая психология. Этнопсихология и психология деятельности. Этнопсихология и гештальтпсихология. Этнопсихология и функционализм. Этнопсихология и структурно-функциональная социология. Этнопсихология и конфликтология. Этнопсихология и психоанализ. Этнопсихология и теория установки. Этнопсихология и культурная экология. Этнопсихология и исследования ментальностей. Этнопсихология и теория традиции Этнопсихология и теория взаимодействия внутриэтнических групп. Этнопсихология и теория защитных механизмов этноса.

 

Лекция 3. Краткий очерк истории этнопсихологии.

Зарождение культурной антропологии. Изучение этнической культуры как целостности (Ф.Боас). Конфигурационизм (Р.Бенедикт). Изучение культуры и психологии в комплексе (М.Мид). Изучение основной личностной структуры  а) вариант А. Кардинера б) вариант Дж. Уайта. Исследования модальной личности (К. ДюБуа). Психоаналитическая антропология (Г.Рохейм, Ж.Дерево)

 

Лекция 4. Краткий очерк истории этнопсихологии (продолжение).

Исследования социального характера (Э. Фромм). Исследования национального характера а) личностно-центрированный подход (А. Инкельс, Д. Левенсон) б) культуро-центрированный подход (М. Мид, Р. Бенедикт, Г. Горер). Ценностный подход (К. Клакхон, Ф. Клакхон, Р. Стродбек). Изучение картины мира (Р.Редфильд). Адаптационный подход (М.Спиро) Изучение распределительной модели культуры (Т.Шварц). Психологическая антропология в 60 - 70 - ые годы (Ф. Хсю, Дж. Хонигман).

 

Лекция 5. Когнитивная антропологии как часть этнопсихологии.

Проблемы когниций, значимых систем, культурных схем и сценариев. Культурная обусловленность восприятия, памяти, мотивации.  Рой Д’Андрад - ведущий современный антрополог-когнитивист. Место когнитивной антропологии и когнитивной психологии в этнопсихологии.

 

Лекции 6-7. Современные антропологические теории культуры

Культура как ткань значений (К. Гирц). Культура и ее связь с психологией (М. Спиро). Опытно-процессуальная модель культуры (Т. Шварц). Культура как система значений, ее связь с социальной системы и “потоком материала” (Р. Д’Андрад). Этнические культуры как “сконструированные миры” (Р. Шведер). Дискурс-центрированный подход к культуре Дж. Уайта.

 

Лекции 8 - 9. Культурная психология как часть этнопсихологии.

Российская культурно-историческая школа (Выготский, Лурия, Леонтьев) в интерпретации современных американских психологов как основа культурной психологии. Развитие в рамках культурной психологии теории артефактов. Развитие в рамках культурной психологии теории схем. Развитие в рамках культурной психологии теории социализации. Развития в рамках культурной психологии теории восприятия.

Культурная психология М. Коула. Культурная психология Дж. Брунера. Культурная психология Р. Шведера. Социокультурный подход Дж. Верча

 

Лекция 10. Немагистральные направления психологической антропологии.

Психоаналитическая антропология. Антропология развития. Лингвистическая антропология. Этнонаука. Антропология социализации.

 

Лекция 11. Структура этнической картины мира.

Понимание этнической культуры как адаптации Специфические и неспецифические защитные механизмы этноса. “Центральная зона” этнической культуры. Понятие сознательного и бессознательного в этнопсихологии. Понятие бессознательной социальной установки в этнопсихологии. Этнические константы. Формирование этнической картины мира на основании этнических констант. Процессы социализации

 

Лекция 12. Этническая картина мира в динамике.

Этнические константы и ценностные доминанты. Традиционное и личностное сознание. Внутриэтнические группы. Функциональный внутриэтнический конфликт. Культурная тема этноса. Структура этноса с точки зрения распределения его основной культурной темы. Влияние этнической картины мира на поведение членов этноса. Функциональный внутриэтнический конфликт.

 

Лекция 13. Функционирование этноса как системы.

Способы трансформации этнической картины мира. Смута как функциональное состояние. Самоорганизация этноса. Способы спонтанного самоструктурирования этноса. Спонтанное самоструктурирование этноса и ценностные доминанты. Спонтанное самоструктурирование этноса и основная культурная тема этноса. Межэтническое культурное взаимовлияние. Этнос и его диаспора. Деструктивные процессы в этносе.

 

Лекция 14. Методология этнопсихологических исследований

Историко-реконструктивный метод. Эмпатический метод. Гештальт-метод

 

 

На главную страницу

 

Hosted by uCoz