Этнопсихология и смежные дисциплины

Создание углубленного учебного курса с опорой на интернет-технологии

 

Данная заявка на грант, представленная фонд IREX поможет понять впервые попавшему на этот сайт читателю его концепцию. Пока сайт не достроен (на что уйдет еще немало времени), изложение проекта поможет хотя бы приблизительно в нем сориентироваться, хотя понятно, что в ходе работы над сайтом сама его структура будет значительно видоизменяться, по сравнению с заявленной в программе.

 

Краткое изложение программы

- Предоставьте краткое описание вашего проекта создания публикаций в Интернет.

 

Формирование начальной базы для  создания «виртуального» учебного центра по этнопсихологии, рассчитанного на преподавателей ВУЗ-ов, аспирантов и студентов, желающих полноценно освоить эту дисциплину. Учебный процесс в интернете будет опираться на авторские научные и учебно-методические разработки и  включать значительный учебный материал, справочную литературу, базы данных по этнопсихологии и смежным наукам, циклы работ в которых этнопсихологический подход применяется к анализу исторического и политологического материала. Ресурс должен состоять из нескольких «уровней углубления», позволяющих тому, кто работает с ним, все более углубленно осваивать дисциплину и самостоятельно формировать для себя направления преимущественного интереса.

При осуществлении проекта предполагается значительный вклад самого заявителя.

 

Цели и задачи

 

- Предоставьте, пожалуйста, описание материалов, которые Вы хотели бы опубликовать в электронном виде.

 

Сайт будет состоять из нескольких самостоятельных, но тесно взаимосвязанных уровней, расположенных по мере углубления и детализации материала.

 

1.    Основной учебный материал:

§    План-проспект учебного курса «Современные проблемы этнопсихологии (психологической антропологии)», утвержденный кафедрой этнографии исторического факультета Ереванского государственноого Университета;

§    Основные списки литературы по предмету

§    Лекции по данному курсу, прочитанные в 1997 году в Европейском университете в Санк-Петербурге (факультут этнологии) и осенью 1999 года в Ереванском Государственном университете (кафедра этнографии).

§    Учебное пособие по курсу: «Историческая этнология» (Москва: Аспект-пресс, Программа «Высшее образование» Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса) 1997, 2-е изд. - 1998), рекомендованное Министерством Высшего образования в качестве одного из основных учебных пособий по дисциплине «Культурология».

 

2.    Материал, углубляющий понимание проблематики этнопсихологии:

§    Справочник “Этнопсихология и смежные дисциплины” (готовится к печати в рамках исследовательской программы РГНФ), содержащий материал по следующим темам:

1.                       История психологической антропологии

2.                       Современные проблемы психологической антропологии

3.                       Культурная психология

4.                       Когнитивная психология

5.                       Когнитивная антропология

6.                       Психоаналитическая антропология

7.                       Культурно-историческая психология школы Выготского

8.                       Психологическая теория установки школы Узнадзе

9.                       Кросс-культурные исследования в психологии

10.                     Гештальт-психология и феноменология

11.                     Психология восприятия

12.                     Психология деятельности

13.                     Исследования установок

14.                     Исследование защитных механизмов психики

15.                     Концепции личности

16.                     Теория культуры

17.                     Современная российская культурология

18.                     Исследования традиции

19.                     Исследование ментальностей

20.                     Исследование адаптационных процессов

21.                     Этническая экология

22.                     Функционализм

23.                     Социальные структуры

24.                     Конфликтология

25. Этничность и национализм

26. Этнометодология

27.                     Дискуссии в современной антропологии

§  Библиотека работ других авторов, как классиков науки, так и современных ученых, ставящих основные проблемы этнопсихологии.

 

3.   Материал, раскрывающий авторскую концепцию этнопсихологии

§   Докторская диссертация “Теоретические основания этнопсихологических исследований истории культуры” – содержащая авторскую концепцию этнопсихологии в разработанном виде и академическом изложении.

§   Монография, “Метаморфозы традиционного сознания” (СПб. 1994), в которой авторская концепция изложена в форме доступной для студентов и всех лиц с общегуманитарной подготовкой в виде теоретических глав и очерков из истории разных народов.

§   Статьи автора (в журналах «Общественные науки и современность», «Знание – сила» и др.), в которых разрабатываются, детализируются и популяризуются различные аспекты авторской концепции.

§ Материалы для тематического номера по этнопсихологии журнала “Изменяющееся общество” (Ереван), представляющие собой попытку оформить этнопсихологию как самостоятельную целостную дисциплину со своим предметом, задачами и методом и обсуждающие многие открытые вопросы этнопсихологии.

 

4.    Материал, раскрывающий возможности применения этнопсихологического подхода к анализу исторического, антропологического, политологического и социологического материала.

§                       Научные исследования автора, выполненные в этнопсихологической парадигме, и имеющие как самостоятельную научную ценность, так и ценность – образцов этнопсихологического подхода.

o                                  «Образы армянской политической мифологии» - цикл работ автора, подводящие итог длительным (1988-2000) авторским исследованиям методом включенного наблюдения этнической картины мира армян.

o                                  «Поземельная крестьянская община как элемент русской картины мира» - цикл работ, посвященных исследованию русской общины, как структурообразующего фактора традиционного сознания русских.

o                                  «Imperium. Империя как социокультурный феномен» - цикл работ, посвященных этнопсихологическим основам социокультурного феномена империй, прежде всего на материале Российской и Британской Империй. В качестве приложения к циклу выступает кандидатская диссертация "Российская и Британская Империи на Среднем Востоке в XIX-начале ХХ вв.: Идеология и практика".

o                                  Статьи автора, посвященные этнической картине мира финнов, этнопсихологическим аспектам модернизации в Турции, особенностям восприятия народом осваиваемой территории и др.

§  Материалы (тематические библиографии, подборки исторических документов, статьи и книги, иные материалы), позволяющие продолжить и углубить исследование конкретных тем, поднятых автором. Постепенно предполагается создание подборок материалов по новым темам, позволяющее работающим с сайтом начинать свои собственные этнопсихологические исследования.

5.    Материал, позволяющий самостоятельную углубленную разработку проблем этнопсихологии.

§    Тематические базы данных по теоретическим проблемам этнопсихологии и смежных дисциплин. Фактически это - комплекс мини-хрестоматий приблизительно 600 работ отечественных и, главным образом, зарубежных авторов в сделанном мной русском переводе.

§    Библиотека литературы (книг и статей) по специальности (в основном – труднодоступной или малоизвестной) на русском и английском языках. Значительная часть этой литературы имеется у меня в ксерокопиях. Библиотека будет постепенно пополняться, давая возможность работать с максимально широким кругом источников.

§    Ориентировочно-справочная система, снабженная гиперссылками включающая в себя алфавитные и тематические указатели, полностью или частично аннотированные библиографии, коллекции аннотированных ссылок на другие интернет-ресурсы, близкие по тематике.

6.    Web конференция при сайте – позволит осуществлять общение автора сайта с его пользователями и пользователей между собой, обсуждать интересующие научные и методические проблемы, обмениваться справочной информацией.

 

- Объясните, как данные материалы будут способствовать расширению исследовательской и преподавательской базы гуманитарных и общественных наук в региональных учреждениях высшего образования.

 

1.         Cоздаваемый информационный ресурс будет способствовать полноценному освоению этнопсихологии студентами и всеми желающими, на том уровне, на котором она существует в мировой науке

2.         Студенты и аспиранты смогут пользоваться материалами сайта как справочником не только по собственно этнопсихологии, но и по антропологии, культурологии, этнографии, истории, отчасти – политологии и социологии.

3.         Учебно-методические материалы смогут могут помочь преподавателям региональных ВУЗ-ов при составлении учебных программ по этнопсихологии, а иные материалы сервера могут быть рекомендованы ими студентам

4.         Изобилие справочного материала может послужить основой для создания новых учебных курсов, отличных от того, что предлагаю я.

5.         Введение в научный оборот такого количества фактически незнакомого русскоязычному читателю материала безусловно расширит возможную исследовательскую базу этнопсихологических исследований.

6.         Само существование такого ресурса, как я надеюсь, позволит наладить контакты между теми, кого интересует этнопсихология, способствует формированию научного сообщества и, тем самым,  послужит основанием для плодотворного развития данной науки в России и СНГ.

7.         Представляемые авторские работы имеют самостоятельную научную ценность. С учетом того, что многие из них давно стали библиографической редкостью, еще готовятся к печати или существуют только «на правах рукописей», их полноценное размещение в Интернете, будет способствовать расширению исследовательской базы не только в этнопсихологии и антропологии, но и в арменоведении, исследовании русской общины и русской ментальности, истории внешней политики России, русской колонизации, геополитике, империологии и других областях.

 

- Опишите, пожалуйста, каким образом Ваш проект будет способствовать дальнейшему использованию информационных ресурсов для проведения исследований и преподавания общественных и гуманитарных наук в региональных образовательных учреждениях.

 

1.                Будет создана определенная парадигма информационного ресурса, в котором последовательно наращивается материал по одной научной дисциплине, выстраиваемый не эклектично, а вокруг проработанной авторской концепции.

2.                Надеюсь, что моя разработка послужит с одной стороны стимулом, а с другой стороны – частью «строительного материала», для моих коллег – исследователей и преподавателей региональных ВУЗ-ов в создании их собственных информационных ресурсов.

3.                Размещение в интернете большого количества первоисточников, исследовательской литературы, методологических и теоретических разработок будет способствовать налаживанию более тесного обмена информацией между исследователями, обсуждению в интернете актуальных научных проблем, возможно – способствует созданию «виртуальных» исследовательских коллективов, как моно-, так и интердисциплинарных.

 

- Предоставьте, пожалуйста, подробное описание предлагаемого веб-сайта, включая общее число запланированных для этого сайта страниц, а также небольшие выдержки из материалов исследований, планируемых для публикации в Интернет.

 

Сайт должен состоять из следующих разделов:

§    Главная страница. Основная информация о проекте, ссылки на основные разделы сайта, информация об обновлениях проекта.

§    Вводная страница: «Что такое этнопсихология». Написанное С.В. Лурье объяснение предмета и задач этнопсихологии и причин необходимости ее развития и изучения.

§                                   Учебно-методическое руководство по пользованию сайтом. Руководство по использованию сайта в учебно-методических целях.

 

0-й уровень углубления

§    Программа курса «Этнопсихология», снабженная гиперссылками на лекции и иные материалы сайта.

§                                   Основная библиография по курсу «Этнопсихология», снабженная гиперссылками на книги и статьи имеющиеся в электронном виде на данном сайте или на других сайтах в интернете.

 

1- й уровень углубления

§                                   Учебник «Историческая Этнология». Снабжен вопросами для размышления, перекрестными гиперссылками.

 

2-й уровень углубления

§    Справочное руководство «Этнопсихология». Снабжено  перекрестными гиперссылками, связывающими текст с базами данных, материалами библиотеки и другими материалами сервера. Может рассматриваться как 2-й уровень изучения дисциплины.

§                                   Этнопсихология – основные тексты. Библиотека основных текстов по этнопсихологии, принадлежащих классикам дисциплины и современным ученым и представляющая основные этапы истории науки и ее главные проблемы. В большом количестве будут представлены основополагающие работы последнего двадцатилетия, малоизвестные в России. Тексты будут сопровождены методическими комментариями и гиперссылками, связывающими их с посвященными авторам фрагментами учебных курсов.

 

3-й уровень углубления

§                                   Этнопсихология - к новой парадигме. Собрание работ С.В. Лурье, посвященных разработке этнопсихологической теории: монография «Метаморфозы традиционного сознания», диссертация «Теоретические основания этнопсихологических исследований истории культуры», а также статьи, знакомящие с концепцией автора сайта.

 

4-й уровень углубления

§                                   Этнопсихология - контекст применения. Исторические и антропологические работы С. В. Лурье и других авторов, применяющие этнопсихологическую парадигму к анализу этнических картин мира разных народов (русских, армян, американцев, англичан, финнов, турок, немцев и др.). Для каждого из представленных направлений исследования предполагается библиографическое и источниковое «расширение», за счет добавления новых материалов, позволяющих осуществлять самостоятельные исследования.

 

5-й уровень углубления

§                                   Библиотека этнопсихолога. Полные тексты книг и статей по различным проблемам этнопсихологии, снабженные методическими комментариями, перекрестными ссылками и сгруппированные вокруг основных тем этнопсихологических исследований. А также тематические мини-хрестоматии из работ (в основном - труднодоступных) отечественных и зарубежных авторов, разрабатывающих различные аспекты этнопсихологии и смежных дисциплин.

 

Справочная система

§    Справочная система. Система указателей, позволяющая ориентироваться в материале сервера. Алфавитный указатель авторов-этнопсихологов. Указатель основных теорий и концепций в этнопсихологии. Сводный библиографический указатель сервера. Тематические библиографические указатели.

§                                   Ссылки. Аннотированные ссылки на имеющие отношение к тематике сайта интернет-ресурсы, по следующим категориям: тексты, учреждения, тематические сайты.

 

Продолжение деятельности в долгосрочной перспективе

Опишите, пожалуйста, как Вы будет поддерживать работу Вашего сайта и обновлять его содержание. Назначите ли Вы отдельного человека или группу людей ответственными за организацию и контроль за деятельностью по созданию веб-сайта? Что они будут делать для выполнения возложенной на них задачи?

 

Программа развития сайта рассчитана на много лет, так что представляемый проект является только первым, стартовым этапом в осуществлении этой программы. В рамках дальнейшего развития сайта предполагается:

1.    Добавление новых авторских материалов С.В. Лурье, библиотечных и исследовательских материалов, мини-хрестоматий, в соответствии с намеченными выше пунктами проекта

2.    Выработка форм интерактивного обучения, позволяющих обучающимся поддерживать постоянную связь с автором страницы, представлять на экспертизу свои ответы на вопросы, исследовательские опыты и получать квалифицированные оценки и рекомендации.

3.    Ведение С.В. Лурье регулярных обзоров новой исследовательской и учебной литературы по этнопсихологии.

4.    Создание списка рассылки, который позволит сформироваться вокруг сайта сообществу исследователей-этнопсихологов.

5.    Создание интернет-журнала, посвященного вопросам этнопсихологии

 

Оценка

- Укажите, как Вы будете оценивать успех проекта. Перечислите, пожалуйста, предполагаемые результаты предлагаемого Вами проекта и объясните, как Вы будете оформлять их документально.

 

Если сайт будут популярен, если он поможет студентам и аспирантам разобраться  в  море литературы по данной специальности, если он поможет в составлении учебных курсов, если приведет к плодотворной научной полемике и если: наконец, поспособствует формированию отечественной этнопсихологии как целостной дисциплины, имеющей собственный предмет, метод, задачи и сделает невозможным дальнейшую публикацию низкопрофессиональных эклектичных и компиляторских работ, где смешиваются различные области знания и где в качестве последних достижений науки приводятся давно устаревшие работы, представляющие историю науки, но никак не последнее слово, если отечественная этнопсихология сможет на равных сотрудничать с зарубежной культурной психологией и психологической антропологией, я буду считать свою задачу выполненной и перевыполненной.

 

На главную страницу

Hosted by uCoz