Империя
британцев
“Для чего создавалась и сохранялась Британская империя?.. С самых первых времен английской колонизации и до наших дней этот вопрос занимал умы британских мыслителей и политиков.” — писал один из английских историков, К.Кнорр. В разные времена разными авторами на этот вопрос давались разные ответы. Многообразие точек зрения характерно и для ХХ века. Ч.Лукас в качестве причин создания Британской империи называл высокие моральные ценности, филантропию, а также соображения национальной безопасности, а Т.Смит видел основную причину расширения пределов империи в политических расчетах и амбициях государственных деятелей и давлении внешних обстоятельств. Р.Хаум объяснял экспансию переизбытком у англичан энергии при том, что сознательно они никакой империи не желали, Г.Вильсон — постоянной необходимостью обороны, а Д.Юзауг подчеркивал главенствующее значение экономического фактора. Количество работ, доказывающих, что Британская империя была выгодна финансовой олигархии, работ, доказывающих, что она была выгодна всему английскому народу и работ, доказывающих, что она была невыгодна никому примерно одинаково. И почти нет работ, в которых пытающихся объяснить, чем собственно была для англичан их империя.
Мы попытаемся
сделать это с точки зрения этнопсихологии и начнем с того6 чтобы объяснить, как
воспринимает английский народ ту народ ту территорию, которую собирается осваивал.
И кстати заметим, что для русских изучение Британской империи имеет свою особую
ценность, ведь свою историю можно только сравнивая.
Начнем с самого
простого. Выделим несколько основных черт, присущих английской колонизации.
Во-первых, до последней трети XVIII века англичане занимали только
малонаселенные части света. Во-вторых, связи англичан с местным населением их
колоний были минимальны. Смешанные браки были исключительным явлением, дух
миссионерства вплоть до XIX века проявлялся мало. Англичане как бы игнорировали
туземцев. В-третьих, вплоть до XIX века английское правительство принимало
минимальное участие в основании колоний. Английский историк Е. Баркер писал: “Когда
мы начали колонизацию, мы уже имели идею — социально-политическую идею — что
помимо английского государства, имеется также английское общество, а точнее —
английские добровольные общества (и в форме религиозных конгрегаций, и в форме
торговых компаний), которые были готовы и способны действовать независимо от
государства и на свои собственные средства... Именно английские добровольные
общества, а не государство, учреждали поселения в наших ранних колониях и таким
образом начали создавать то, что сегодня мы называем империей”.
И что еще
характерно, английские переселенцы словно бы желали не переносить с собой
Англию, а создать нечто новое, что не должно было сделаться второй Англией. Они
селились в своей новой стране, отождествляли свои интересы с нею и трудились на
ее благо. При этом английские колонии вплоть до последней трети XIX века не
воспринимались англичанами как особо значимая ценность — это еще одна отличительная
черта английской колонизации. Лорд Дж. Сили, теоретик английского империализма,
писал: "Есть нечто крайне характерное в том индифферентизме, с которым
англичане относятся к могучему явлению развития их расы и расширения их
государства. Они покорили и заселили полсвета, как бы сами не отдавая себе в
том отчета".
Это до какой-то
степени можно объяснить спецификой английских колоний. Английская эмиграция
первоначально имела религиозные причины, англичане-колонисты рвали все связи со
Старым светом и разрыв этот оставлял в их душах глубочайший след. Параллельно
возникали и торговые фактории. Но воспринимались ли они вполне как колонии? С
точки зрения торговых интересов увеличение территории было для Англии не только
не необходимо, но даже нежелательно. Ей нужно было только держать в своих руках
пункты, господствующие над главными путями. “В XVIII веке английские торговцы
больше дорожили двумя Вест-Индийскими островками, чем всей Канадой. Во времена
парусных судов эти островки господствовали над морскими путями, соединявшими
Европу со всеми американскими портами. Там же, где Англия приобрела
действительно крупные владения, то есть в Индии и Канаде, это было сделано
главным образом потому, что здесь приходилось бороться за каждый опорный пункт
с постоянной соперницей — Францией, так что для укрепления позиций был
необходим обширный тыл... На протяжении XIX века из этих торговых станций и
портов выросла Британская империя. Однако эти новые территории уже не
представляли интереса для британских переселенцев.
Сколь прочны и
многолюдны были британские колонии, основанные когда-то на слабозаселенных
землях, столь же труден был для англичан процесс интериоризации земель, имеющих
сколько-нибудь значительную плотность туземного населения. Так, английское
население в Индии не состоящее ни на военной, ни на государственной службе к
концу XIX века едва приближалось к 100 тысячам. И это при том, что начиная с
1859 года, после подавления мятежа, британское правительство проводило
политику, направленную на привлечение британцев в Индию, а на индийском
субконтиненте имелись нагорья, по климату, растительности и относительной
редкости местного населения вполне пригодные для колонизации, во всяком случае,
в большей степени подходящие для земледельческой колонизации, чем “хлопковые
земли” Средней Азии, активно заселявшиеся русскими крестьянам. Английский
чиновник Б.Ходгсон, прослуживший в Индии тридцать лет своей жизни, писал, что
Индийские Гималаи могут стать “великолепной находкой для голодающих крестьян
Ирландии и горных местностей Шотландии”. Еще более остро вопрос о британской
колонизации северных районов Индии.
Но вопрос остался на
бумаге. Для того, чтобы жить в Гималаях требовалось вступить в прочные отношения
с местным населением. Последнее по своему характеру британцам было даже симпатично.
Англичане давали самые идиллические характеристики жителям Гималаев. Монахи и
аскеты, нашедшие себе убежища в снежной суровости высоких гор, стали основными
персонажами европейских описаний Гималаев. В отличии от обычной индийской
чувственности, путешественники находили здесь величайшее самообуздание, столь
импонировавшие викторианцам. Гималаи в представлениях англичан было местом
преимущественно романтическим. Жизнь крестьян описывалась так же
преимущественно в идиллических тонах. Обращалось внимание на их необыкновенно
чистые и прекрасно возделанные угодья.
Однако британское
население, состоявшее главным образом из чиновников лесного ведомства, жило в
поселках, приближаться к которым местным жителям было строжайше запрещено,
словно поставлен был невидимый барьер. И когда в Гарвале — одной из местностей
Гималаев — действительно возникают европейские поселения британцы поступают с
этими романтическими горами точно так же, как в это же время с романтическими
горами своей родины — горами Шотландии: стремятся вырубить естественные лесные
массивы и засадить горные склоны корабельными соснами. Действия британцев могли
бы казаться чисто прагматическими, если не учитывать, что тем самым они лишили себя одного из немногочисленных
плацдармов для британской колонизации Индии, вступив в затяжной конфликт с
местным населением. В результате, британские поселения Гарваля так никогда и не
превысили общую численность в тысячу человек.
Англичане и
абстрагировались от местного населения, и создавали для себя миф о загадочных
жителях Гималаев, и воспевали чудесную природу края, и признавали практически
только хозяйственное ее использование. Их восприятие как бы раздваивалось. В
результате, осознавая и возможность, и желательность крестьянской колонизации
района Гарваля, британцы не решались к ней приступить.
Между британцами и
местным населением словно бы всегда стоял невидимый барьер, преодолеть который
они не могли. Так, еще во времена колонизации Америки “угроза, исходящая от
индейца приняла для пуританина природно-тотальный характер и в образе врага
слитыми воедино оказались индеец-дикарь и породившая его дикая стихия
природы... Пуританский образ индейца-врага наложил свой отпечаток на восприятие
переселенцами пространства: оно для них активно, это пространство-”западня”,
полное подвижных и неожиданных препятствий”.
Британцы создавали
себе в своих владениях узкий мирок, в который не допускались никакие туземцы и
который должен был бы воспроизводить английское общество в миниатюре. Однако
психологическую неадекватность этого ощущения обнаруживает тот факт, что,
прожив несколько лет в таких колониях, англичане, от колониальных чиновников до
последних бродяг, чувствовали, попадая назад в Англию, еще больший дискомфорт.
Те, кто волей судьбы оказывался перед необходимостью более или менее близко
соприкасаться с не-европейцами (чего англичане избегали) приобретали себе
комплекс "аристократов" и тем по существу обращались в маргиналов в
английском обществе. Ничего подобного не знает история никакого другого
европейского народа.
Любая новая
территория, где селится англичанин, в его восприятии — "чистая
доска", на которой он творит свой собственный мир по своему вкусу. Это в
равной степени относится и к колонизации Америки, и к созданию Индо-Британской
империи. Так, “пуритане, несмотря на свои миссионерские претензии рассматривали
Америку как свою собственную страну, а ее коренных жителей, как препятствие на
пути своего предопределения как американцев. Будучи пионерами, осваивавшими
богатую неразвитую страну, первые американцы верили в свою способность
построить общество, отвечающее их желаниям". Аналогичным образом и
"индийская tabula rasa представлялась во всех отношениях в высшей степени
подходящей, чтобы устроить там общество на свой собственный манер".
Внешне это восприятие может напоминать
"дикое поле" русских, но имеется одно очень существенное различие.
Русские осваивают “дикое поле”, вбирают его в себя, не стремясь ни ограничить
его, ни устранить встречающиеся на нем препятствия. Русские как бы игнорируют
конфликтогенные факторы, связанные с новой территорией, и не прилагают никаких
усилий, чтобы устранить их возможное деструктивное действие. Эти
конфликтогенные факторы изначально рассматриваются не как внешние трудности, а
как внутренние, от которых не уйдешь, но которые не подлежат планомерному
устранению, а могут быть сняты только в более широком контексте деятельности
народа. Англичане же, если они не могли избежать самого столкновения с тем, что
порождает конфликтность — а сам факт существования туземного населения уже является
для англичан конфликтогенным, ведь туземное население так или иначе
препятствует реализации собственно английских представлений — то они стремились
поставить между собой и местным населением барьер.
К чему приводило
наличие психологического барьера между англичанами и коренным населением колоний?
Эдвард Спайсер в книге “Циклы завоевания” описывает как из "политики
изоляции" постепенно развивалась концепция резерваций, воплотившаяся в
отношениях с индейцами Северной Америки. Изначально эта концепция выразилась в
том, что с рядом индейских племен были подписаны договоры как бы о территориальном
разграничении. Но существенным в этих договорах для англичан было не
определение территориальных границ (напротив, они изначально игнорировали эти
границы), а то, что в результате самого акта подписания договора индейское
племя превращалось для англичан в некоего юридического субъекта, через что
отношения с ним вводились в строго определенные и ограниченные рамки. Очевидная
бессмысленность наделения индейцев статусом юридического лица при том, что
никакие права де-факто за ними не признавались, параллельно навязчивым желанием
англо-американцев придерживаться даже в случаях откровенного насилия
определенных ритуалов свойственных международным отношениям, указывают на то,
что внешний статус индейцев имел в глазах колонистов самостоятельную ценность.
Он давал возможность экстериоризировать туземный фактор, отделить его от себя и
тем самым получить возможность абстрагироваться от него.
Такие сложные
психологические комплексы, казалось бы, должны были остановить колонизация. А
между тем англичане создали империю значительно более прочную, чем, например,
испанцы, хотя последние прикладывали к созданию империи больше сознательных
усилий. Значит ли это, что разгадка — в коммерческих способностях англичан?
"Империя — это
торговля," — говорил Чемберлен. И действительно, значительная доля
справедливости есть в словах, что Британская империя являлась
"коммерческой комбинацией, деловым синдикатом". Но этого объяснения
недостаточно, ибо как психологически могли сочетаться эта гипертрофированная
самозамкнутость англичан гигантский размах их торговых операций, заставлявший
проникать их в самые удаленные части земли и чувствовать там себя полными
хозяевами?
Кроме того, торговые
выгоды получали главным образом жители метрополии, а они, казалось, видели в
империи только лишний балласт. Томас Маколей сетовал на то, что англичане вовсе
не интересуются Индией и "предмет этот для большинства читателей кажется
не только скучным, но и положительно неприятным". Пик английской
завоевательной политики на Востоке по времени (первая половина XIX века) совпал
с пиком антиимперских настроений в Англии, так что кажется, словно жизнь на
Британских островах текла сама по себе, а на Востоке, где основным принципом
британской политики уже стала "оборона Индии" — сама по себе.
Англичане уже словно бы свыклись с мыслью о неизбежности потери колоний и даже
желательности их отпадения, как то проповедовали экономисты Манчестерской
школы. Однако с выводами спешить не надо, эта апатия имела и оборотную сторону.
Узнав о коварстве и жестокостях полководца У. Хастингса, английское
общественное мнение поначалу возмутилось, однако гнев прошел быстро, и Хастингс
был оправдан парламентским судом. Осуждать его англичане не хотели.
"Отчасти здесь самообман — результат не
продуманных до конца идей, отчасти явление психической аберрации, — писал Дж.
Гобсон. — Это свойство примирить в душе непримиримое, одновременно хранить в уме как за непроницаемой переборкой,
антагонистические явления и чувства, быть может, явление исключительно
английское. Я повторяю, это не лицемерие; если бы противоположность идей и
чувств осознавалась бы — игра была бы проиграна; залог успеха —
бессознательность."
По сути, то, о чем
говорит Гобсон — это типичная структура функционального внутрикультурного конфликта,
когда различные группы внутри этноса ведут себя прямо противоположным образом и
левая рука, кажется, не знает, что делает правая, но результат оказывается
конфортным для этноса в целом. В этом смысле показательно высказывание Дж.
Фраунда о том, что Британская империя будет существовать даже несмотря на
"глупость ее правителей и безразличие ее детей". Здесь мы имеем дело
с выражением противоречивости внутренних установок англичан. Англичане осваивали
весь земной шар, но при этом стремились абстрагироваться от всего, что в нем
было неанглийского. Поскольку такой образ действия практически невыполним,
колонизация волей-неволей связана с установлением определенных отношений и
связей с внешним неанглийским миром, то выход состоял в том, чтобы не замечать
само наличие этих связей. Для англичан Британских островов это означало не
замечать наличие собственной империи. Действовать в ней, жить в ней, но не
видеть ее. Так продолжалось до середины XIX века, когда не видеть империю далее
было уже невозможно.
Модели народной
колонизации в принципе внеидеолоичны. Они связаны с восприятием народом осваиваемого
им пространства и отражают психологически комфортный образ действия,
свойственный той или иной культуре. Это — модели действия человека в мире,
адаптации, в том числе и психологической, человека к миру и адаптирования им
внешней среды применительно к своему образу восприятия этой среды. Они могут обретать
соответствующее ценностное обоснование постфактум, а могут и вообще без него
обходиться.
Сложная и
многоэтапная "драма", связанная с освоением новой территории,
является реализацией внутрикультурного конфликта и обеспечивает для этноса
максимально возможную психологическую комфортность в процессе достижения
определенной цели. "Драма", разыгрываемая таким образом, может
показаться слишком усложненной, но она значительно более комфортна, чем
прямолинейное действие, когда членам этноса приходилось бы удерживать в своем
сознании взаимоисключающие установки и эмоции (способность к чему и предположил
за англичанами Гобсон). Однако в культуре народа должны быть представления,
которые обосновывали бы силу экспансии. Англичане могли как бы не замечать империю,
но очевидно, что была некая мощная сила, которая толкала их к ее созданию и
сохранению. При наличии всех психологических трудностей, которые несла с собой
британская колонизация, абсолютно невозможно представить себе, чтобы она имела
лишь утилитарные основания.
А если так, то
мнение о внерелигиозном характере Британской империи ошибочно и вызвано тем,
что до XIX века миссионерское движение не было значимым фактором британской
имперской экспансии.
Приходится только
удивляться тому, что все исследователи, за очень редким исключением, отказывали
ей в каком-либо идеологическом основании. “Мысль о всеобщей христианской
империи никогда не пускала корней на британских островах”, как об этом писал
один из наиболее известных германских геополитиков Э.Обст. Но так ли это? Если
миссия была неимоверно затруднена психологически, то это не значит, что ее не
хотели. Не мочь не означает не хотеть. И если стимулом к созданию империи было
мощной религиозное основание, то ни из чего не следует, что внешне это будет
проявляться таким уж прямолинейным образом. Имперские доминанты получали в
сознании англичан достаточно причудливое выражение. Следует ожидать, что и их
религиозные основания имеют сложную форму.
Очень многие
смотрели на Британскую империю как на “торговый синдикат”, но в ее истории не
было ни одного периода, по отношению к которому это определение было бы
справедливо. Можно лишь сказать, что Британская империя, корме всего прочего
была и “торговым синдикатом”. Более корректно было бы говорить о “прирожденном
альянсе между религией и торговлей в конце XVI — начале XVII веков, который оказал
глубокое влияние на то, что в один прекрасный день было названо Британской
империей.” И хотя в отличии от испанских и португальских католических
проповедников, протестантские миссионеры были убеждены, что они не нуждаются в
государстве и его помощи, влияние духовенства и его проповеди было могущественным
фактором в создании общественного настроя в отношении к морской экспансии.
Между религией и торговлей существовала тесная связь. Торговцы и моряки верили,
что они являются орудием Проведения. “Искренняя вера в Божественное
предопределение не может быть поставлена под сомнение никем из тех, кто изучал
религиозные основания Елизаветинской Англии... Благочестивые замечания,
встречающиеся в вахтенных журналах, удивляют современного читателя как нечто,
совершенно не относящееся к делу... Но в XVII веке эти комментарии были
выражением настроения эпохи”.
Так например, при
основании в 1600 году Ост-Индийской компании отбором капелланов для нее занимался
сам ее глава Томас Смит, известный как человек примерного благочестия. Он
обращался в Оксфорд и Кембридж для того, чтобы получить рекомендации. Кандидаты
должны были прочитать испытательную проповедь на заданные слова из Евангелия
служащим компании. Эти деловые люди были знатоками проповедей, они обсуждали их
со знанием дела не хуже, чем профессиональные доктора богословия. При отборе
капелланов имелась ввиду и цель миссии. Необходимость обращения язычников в
протестантизм была постоянной темой английских дискуссий о колонизации.
Однако, несмотря на
значительный интерес общества к вопросам проповеди, в реальности английская
миссия была крайне слабой. Попытаемся понять причину этого, обратившись к
истории формирования концепции Британской империи.
Важно отметить, что
для того, чтобы понять ценностное основание той или иной империи, мы должны
обращаться к ее зарождению, к той ценностной доминанте, которая дала ей
импульс. На это можно было бы возразить, что этот первоначальный импульс мог
восприниматься рядом последующих государственных деятелей как анахронизм. Но
новые веяния зачастую грозили фатальным образом разрушить логику имперского
строительства. И эта логика сохранялась порой уже не в силу личных ценностных
ориентаций конкретных государственных деятелей, а благодаря их “шестому
чувству” — ощущению целостности и последовательности имперского строительства.
Что же касается
английского понимания слова “империя”, как оно сложилось в начале XVI века, то
здесь нас ждут большие неожиданности.
“В период между 1500
и 1650 годами некоторые принципиально важные концепции изменили свой смысл и
вошли в общественное употребление. Это концепции “страны”, “сообщества”,
“империи” и “нации”. Изменение значений слов
происходило главным образом в XVI веке. Эти четыре слова стали
пониматься как синонимы, приобретя смысл, который, с небольшими изменениями,
они сохранили и в последствии и который совершенно отличался от принятого в
предшествующую пору. Они стали означать “суверенный народ Англии”.
Соответственно изменилось и значение слова “народ”.
Слово “страна”
(country), первоначальным значением
которого было “county” — административная единица, стало синонимом слова
“nation” и уже в первой трети XVI века приобрело связь с понятием “patrie”. В
словаре Томаса Элиота (1538 год) слово “patrie” было переведено как “a
countaye”. Слово “commonwealth” в значении “сообщество” стало использоваться в
качестве взаимозаменяемого с терминами “country” и “nation”.
С понятием нация
начинает тесно связываться и понятия “империя”. В средневековой политической
мысли “империя” была тесно связана с королевским достоинством. Понятие
“империя” лежала в основе понятия “император”. Император обладал суверенной
властью внутри его королевства во всех светских делах. Это значение было радикальным
образом изменено в Акте 1533 года, в котором понятие “империя” было распространено
и на духовные вопросы и использовано в значении “политическое единство”,
“самоуправляющееся государство, свободное от каких бы то ни было чужеземных
властителей”, “суверенное национальное государство”.
При этом бытие
Англии в качестве “нации” было непосредственным образом связано с понятием
“представительского управления”. Представительство английского народа,
являющегося “нацией” символическим образом возвышало его положение в качестве
элиты, которая имела право и была призвана стать новой аристократией.
Здесь для нас
чрезвычайно важно сделать следующие замечания. “Представительское управление”
при его определенной интерпретации можно рассматривать как “способ действия”,
атрибут, присущий полноценному человеческому сообществу, а не как политическую
цель. При этом, поскольку понятия “нация”, “сообщество”, “империя” являются в
этот период фактически синонимичными, но “представительское управление” как
“способ действия” следует рассматривать как присущий им всем. В этот же ряд
понятий следует ввести и “англиканскую церковь”. Ей так же присущ атрибут
“представительское управление” — что выразилось в специфике миссионерской
практики англичан. Причем данный способ действия в сознании англичан приводит к
возвышению над всем окружающим миром и логически перерастает в атрибут “образа
мы”. На раннем этапе он трактовался как религиозное превосходство, затем как
одновременно превосходство имперское (“лучшая в мире система управления народами”)
и национальное. Затем он стал пониматься как превосходство социальное. Но
каждый из этих случаев более сложен, чем это кажется на первый взгляд. Так и
знаменитый британский национализм, поражавший всю Европу, в действительности
далеко отстоял от того, что обычно понимают под этим понятием, которое было
очень сложным психологическим комплексом.
В XVI веке тесно
закрепляется связь протестантской веры с Англией, и как с суверенным
политическим союзом, и как с империей. В “Законах церковной политики” Ричарда
Хюкера читаем: “Каждый, кто является членом общества (commonwealth), является
членом англиканской церкви”. В 1559 году будущий епископ Лондонский Джин Эйомер
провозгласил, что Бог — англичанин и призвал своих соотечественников семь раз в
день благодарить Его, что они родились англичанами, а не итальянцами,
французами или немцами. Джон Фокс писал в “Книге мучеников”, что быть
англичанином означает быть истинным христианином: английский народ избранный,
выделенный среди других народов, предпочитаемый Богом. Сила и слава Англии необходима для Царствия
Божия. Триумф Протестантизма был национальным триумфом. Идентификация Реформации
с “английскостью” вела к провозглашению Рима национальным врагом и исключением
католиков из английской нации. Епископ Латимер первым заговорил о “Боге
Англии”, а архиепископ Краимер связал вопросы вероучения с проблемой
национальной независимости Англии и ее национальных интересов.
Итак, национализм
того времени определялся не в этнических категориях. Он определялся в терминах
религиозно-политических. Он был связан с идеями самоуправления и
протестантизма. Эти два последних понятия
также были непосредственным образом связаны с понятием “империя”, то
есть самоуправления в религиозных вопросах.
Таким образом мы
видим, что британская империя имела религиозную подоплеку, сравнимую по своей
интенсивности с Российской империей. Действительно, та центральная идея,
лежащая в основании любой империи всегда имеет религиозное происхождение, и,
каким бы образом она ни проявлялся внешне, она может быть выражен словами
пророка Исайи: “С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь, потому что с нами
Бог” (Исайя, 7, 18-19). Другое дело, что иногда с течением времени это
основание забывается, а те следствия, которые из него вытекают воспринимаются
как самостоятельные феномены. Необходимо понять, в какие комплексы могут
вылиться изначальные религиозно-ценностные основания, распознать их в
исторической действительности иного времени и понять, какое влияние данные
комплексы оказывают на действие народа в последующие эпохи.
После того, что мы
сказали о религиозных комплексах англичан, легко понять, почему проповедь протестантизма
в его английском варианте была затруднена. Ведь английский протестантизм был
тесно переплетен с понятием “нация”, “национальная церковь”. Британская империя
несла с собой идею самоуправляющейся нации. Именно поэтому, очевидно,
английские купцы, националисты и меркантилисты, проявляли значительную
осведомленность в вопросах теологии. Однако только в XIX веке появились идеи, позволяющие
распространять понятие национальной церкви на другие народы. Был провозглашен
отказ от “эклесиоцентризма”, то есть от установления по всему миру
“институциональных церквей западного типа”. Г. Венн и Р. Андерсон разработали концепцию самоуправляющейся
церкви. Идея состояла в необходимости отдельной автономной структуры для каждой
туземной церковной организации. Одна из основных целей миссионерской активности
должна быть определена в терминах “взращиваемой церкви”. Однако эта стратегия
подразумевала по сути “выращивание” скорее нации, чем церкви, что создавало, в
свою очередь, новые проблемы.
Последнее
обстоятельство должно было вызвать определенный перенос понятий и акцентов.
Действительно, именно в это время в сознании англичан все более отчетливо
проявляется представление, что они всюду несут с собой идею свободного
управления и представительских органов”, что в целом коррелировало с концепцией
самоуправляющейся церкви. Однако в это время наблюдается рост расистских
установок, чего почти не было раньше. Так слово “ниггер” стало употребляться в
отношении индийцев только с 40-х годов XIX века. Английский историк, утверждая,
что англичане в Индии не “индизировались”, уточняет, “ в отличии от первых
завоевателей”. Действительно, стремление передать свои ценности другим народам
подразумевало психологический контакт с ними. Но тут же давал ощущать себя
психологический барьер. А вслед за ним возникало ощущение, что “вестернизация —
опасное занятие. Возможно, не-европейцы вовсе не были потенциальными английскими
джентльменами, которые лишь подзадержались в своем развитии, а расой чуждой по
самому своему существу”.
“Представительское
самоуправление” было осознано как цель имперского действия... Целью действия
(ценностной доминантой) было провозглашено то, что до сих пор было условием
действия, атрибутом человека, без чего человек просто не был полноценным
человеком. Перенесение данной парадигмы в разряд целей вело к ее размыванию и
угрожало самой парадигме империи в сознании англичан. Признание новых целей не
могло произойти безболезненно, оно требовало изменения “образа мы”. Поэтому,
данная цель одновременно и декларировалась, и отвергалась в качестве цели
практической. Джон Морли, статс-секретарь по делам Индии, заявил в 1908 году:
"Если бы мое существование в качестве официального лица и даже телесно
было продолжено судьбою в 20 раз более того, что в действительности возможно,
то и в конце столь долгого своего поприща я стал бы утверждать, что
парламентская система Индии совсем не та цель, которую я имею в виду".
Выходом из
психологического тупика оказывается формирование идеологии Нового Империализма,
основанием которой стала идея нации. В ней атрибут “представительского
самоуправления” относится только к англичанам, которые и признавались людьми по
преимуществу до сих пор такой прямолинейности не было. Британский национализм в
качестве идеологии развился как реакция на извечные психологические комплексы
англичан в качестве колонизаторов.
Создание Великой
Британской империи в Азии стало восприниматься как романтический подвиг мужества,
а не как деловое предприятие. В своем выступлении в Кристальном дворце 24 июня
1872 года Бенжамин Дизраэли сказал: "Англичане гордятся своей огромной
страной и желают достигнуть еще большего ее увеличения; англичане принадлежат к
имперской стране и желают создать империю". Дизраэли сказал то, что было
уже и до него, он просто констатировал факт. Рефлексией же середины XIX века по
поводу этого, очевидно имевшего места факта, являются работы Ч. Дилька, Дж.
Фраунда, Дж. Сили, в которых излагается история Британской империи и
описывается ее география таким образом, что оказывается — слово сказано. Создается
нечто среднее между историей империи и легендой об империи. С этого момента
империя была осознана как целостность и данность.
Именно в это время
на Британских островах "империализм становится окончательно философией истории"
и для кого-то превращается в настоящий культ. Параллельно с этим процессом шел
другой, который начался не на Британских островах, а с Британской Индии. Там
возникла идеология "бремени белого человека", сыгравшая важнейшую
роль в модификации английской этнической картины мира.
В Индии развивался
своего рода культ "воинственной энергии, суровой и по отношению к себе, и
по отношению к другим, ищущей красоту в храбрости справедливость лишь в
силе". Для создателей Британской Индии империя была средством
нравственного самовоспитания. Этот тип человека воспевался и романтизировался в
имперской литературе. Индия виделась "раем для мужественных людей",
стоически переносящих все трудности и опасности.
С идеологией "бремени белого
человека" была связана, с одной стороны, доктрина о цивилизаторской миссии
англичан, их призвании насаждать по всему миру искусство свободного управления
(и в этом своем срезе данная идеология приближается к имперской цели-ценности),
а с другой — верой в генетическое превосходство британской расы, что вело к
примитивному национализму. Причем эти две составляющие были порой так тесно
переплетены, что между ними не было как бы никакой грани, они плавно
переливались одна в другую. Их противоположность скорее была понятна в теории,
чем видна на практике.
Воплощением слитых
воедино противоречий явилась фигура Сесиля Родса, деятеля уже Африканской
империи и друга Р.Киплинга. Для него смысл Британской империи состоял в том
благодеянии, которое она оказывает человечеству, обращая народы к цивилизации,
однако непоколебимо было и его убеждение, что англичане должны извлечь из этого
обстоятельства всю возможную пользу для себя. Родсу принадлежит знаменитая фраза:
"Чистая филантропия — очень хороша, но филантропия плюс пять процентов
годовых еще лучше". Философские взгляды С. Родса так описываются в одной
из его биографий: если существует Бог, то в истории должны быть Божественные
цели. Ими является, вероятнее всего, эволюция человека в сторону создания более
совершенного типа людей. Поскольку, Родс считал, что порода людей, имеющая
наилучшие шансы в эволюции, — это англо-саксонская раса, то делал заключение,
что для служения Божественной цели следует стремиться к утверждению господства
англо-саксонской расы. Если так мог всерьез считать Родс, то и слова лорда
Розбери о том, что Британская империя является "величайшим мировым
агентством добра, которое когда-либо видел свет" не следует считать
обычным лицемерием.
Идеология “бремени
белого человека” фактически примеряла различные составляющие английского
имперского комплекса: национальное превосходство, самоотверженное служение
религиозной идее, насаждение по всему миру искусства свободного самоуправления
и романтика покорения мира. Это новая интерпретация имперской идеологии, где
вновь религиозная, национальная, имперская и социальная составляющая выступают
в единстве. Парадигма же “представительского самоуправления” вновь занимает
место не ценности — “цели действия” (целью действия теперь является втягивание
мира в английскую орбиту), а “способом действия”, а именно, способом покорения
мира. Эта идеологема находит свое выражение в мандатной системе (примененной на
практике после Первой Мировой войны). Ко второй половине XIX века в Британской
империи наблюдался переход от непрямого (сохраняющего значительные элементы
автономии управления колониями к прямому (централизованному управлению). Но уже
к началу XX века доминирующим принципом Британской имперской практики становится
протекторатное правление. Это было серьезной модификацией английской картины
мира.
Но как английская
колонизация и британская имперская идеологии связанны друг с другом? Кажется,
что жизнь колоний течет сама по себе, а идеология является не более, чем
головным измышлением. Однако, если присмотреться внимательнее, то корреляция
окажется достаточно прочной. Попытаемся дать описание “образа мы” в картине
мира англичан, которое вписывалось бы и в модель английской народной
колонизации, и согласовывалось бы с различными интерпретациями Британской
империи, являвшейся существенным фрагментом английской картины мира в целом.
Итак, основным
субъектом действия в английской модели колонизации является некое “общество”,
“сообщество” (все равно, религиозное или торговое). Каждое из них так или иначе
воспринимало религиозно-ценностные основания Британской империи (и к торговым
сообществам, как мы видели, это относится в полной мере). Но поскольку в
британской идеологеме империи понятия “сообщество” и “империя” синонимичны, то
— в данном контексте — сами эти сообщества превращались в мини-империи. Не
случайно Ост-Индийскую компанию называли “государством в государстве”, не
случайно лорд Керзон называл Индию империей в империи. Каждое “сообщество”,
которое в конечном счете складывалось не в силу каких-либо исторических причин,
а потому, что такой способ действия для англичан наиболее комфортен (таков
“образ коллектива” в картине мира англичан), и каждое из них все более
замыкалось в себе, абстрагируясь как от туземного населения, так и от
метрополии. И каждое из них тем или иным образом проигрывало внутри себя альтернативу
“сообщество — империя”. Оно отталкивалось от идеологемы “сообщество”,
“привилегированное (аристократическое) сообщество”, “сообщество белых людей” и
переходило к понятию “империи аристократов”.
Создавалась
структура взаимосвязанных мини-империй. Единство этой структуры вплоть до конца
XIX века практически выпадало из сознания англичан, оно не было принципиально
важным. Субъектом действия были “мини-империи” (будь то сельскохозяйственные
поселения, торговые фактории или, позднее, миссионерские центры), и их
подспудное идеологическое обоснование обеспечивало их мобильность, а, следовательно,
силу английской экспансии.
Между этими “мини-империями” и “центром”, именовавшим себя Британской империей, существовало постоянное непреодолимое противоречие: “центр” стремился привести свои колонии (“мини-империи”) к “единому знаменателю”, а колонии, самодостаточные по своему внутреннему ощущению противились унификации, восставали против центра, отделялись от метрополии юридически. Впрочем, хотя отделение Соединенных Штатов вызвало в Британии значительный шок и появление антиимперский идеологии “малой Англии”, но это ни на миг не снизило темпов реального имперского строительства, в результате чего сложилась так называемая “вторая империя”. Сама по себе колониальная система, структура “мини-империй” имела по-существу только пропагандистское значение. В известном смысле прав русский геополитик И. Вернадский, который писал о Британской империи, что, "по своему внутреннему устройству и по характеру своего народа эта страна может легко обойтись без той или другой колонии, из которых ни одна не сплочена с нею в одно целое, и каждая живет своей особенной жизнью. Состав британских владений есть скорее агрегат многих политических тел, нежели одна неразрывная целостность. Оторвите каждое из них и метрополия будет существовать едва ли не с прежней силой. С течением времени она даже приобретет новые владения и старая потеря почти не будет для нее заметна.”
Процесс британского
имперского строительства во многом отличен от российского. В России невозможно
представить себе даже саму мысль о восстании русского населения какой-либо
окраины против центра. Русская колонизация ведет к расширению российской
государственной территории: русская колония, образуясь вне пределов российской
территории, стимулировала подвижки границы. У англичан колония, изначально
находясь под британской юрисдикцией, стремиться выйти из нее. Но этот путь вел
к созданию своеобразной “мета-империи”, объединенной не столько юридически,
сколько посредством языкового и ценностного единства. К Британской колонизации
вполне подходят слова французского исследователя колониальных проблем П.
Леруа-Болье о том, что: "колонизация — это экстенсивная сила народа, это
его способность воспроизводиться, способность шириться и расходиться по земле,
это подчинение мира или его обширной части своему языку, своим нравам, своим идеалам
и своим законам". Это в конечном счете попытка приведения мира в
соответствие с тем идеалом, который присущ данному народу.