Методологические проблемы изучения этнических процессов
В предыдущей главе мы рассмотрели модели российского имперского строительства.
В этой главе мы рассмотрим модели британского имперского строительства. Это даст
нам возможность более отчетливо выделить то явление, которое, с нашей точки, и следует
называть этническим процессом. Эти модели, а также характер
“проигрывания” на их основе существенной для данного народа культурной темы, не
детерминированы никакими экономическими, социальными, политическими и т.п. факторами.
Они зависят от этнических констант, характерных для того или иного народа, от адаптивно-деятельностных
моделей, сложившихся на основе этнических констант, от механизмов самоструктурирования
этноса и особенностей присущего ему функционального внутриэтнического конфликта
— об этом речь пойдет в следующих главах. Этническим процессом является то “драматизированное”
действие, с помощью которого осуществляется вызванная теми или иными причинами
(адаптационными, ценностными и т.п.) трансформация этноса.
Однако цель данной главы в первую очереди методологическая — мы будем изучать не столько теорию исторической этнологии,
сколько приемы исследования этнических процессов. Поэтому и структура данной главы
будет иной: теоретико-методологические рассуждения мы представим не в перед сюжетом,
а в ходе изложения сюжета, по мере необходимости.
Начнем с того, что выделим черты, присущие английской колонизации.
Поскольку наш сюжет, как и все остальные, имеет прежде всего методологическое значения,
в качестве примера, обучающего применению историко-этнологического подхода, то мы
представим его в упрощенном виде и не будем отвлекаться на источниковедческие проблемы.
Воспользуемся теми вторичными источниками, которые представляются достоверными.
Это разумеется не означает, что в ходе реально исследования предлагается избегать
анализа первичных источников. Но мы, в наших сюжетах излагаем весь материал по несколько
упрощенной схеме. Так поступим и на этот раз.
Более того, английские переселенцы словно бы желали "не переносить с собой
Англию, а создать нечто новое, что не должно было сделаться второй Англией".[6]
Они "с естественной готовностью селились в своей новой стране, отождествляли
свои интересы с нею"[7]
и трудились на ее благо, а потому английские колонии оказались устойчивее, прочнее,
многолюднее колоний всех других европейских народов. "Английская нация с основания
своих первых поселений в Америке обнаружила признаки специальных способностей к
колонизации".[8] Однако английские
колонии вплоть до последней трети XIX века не воспринимались англичанами как особо
значимая ценность — и это пятая отличительная черта английской колонизации.
"Есть нечто крайне характерное в том индифферентизме, с которым англичане относятся
к могучему явлению развития их расы и расширения их государства. Они покорили и
заселили полсвета, как бы сами не отдавая себе в том отчета".[9]
Другой тип английских колоний — это
торговые фактории. Англия "учредила торговые станции во всех уголках земного
шара... [С этой точки зрения] увеличение территории было для Англии не только не
необходимо, но даже нежелательно. Ей нужно было только держать в своих руках пункты,
господствующие над главными путями. В XVIII веке английские торговцы больше дорожили
двумя Вест-Индийскими островками, чем всей Канадой. Во времена парусных судов эти
островки господствовали над морскими путями, соединявшими Европу со всеми американскими
портами. Там же, где Англия приобрела действительно крупные владения, то есть в
Индии и Канаде, это было сделано главным образом потому, что здесь приходилось бороться
за каждый опорный пункт с постоянной соперницей — Францией, так что для укрепления
позиций был необходим обширный тыл... На протяжении XIX века из этих торговых станций
и портов выросла Британская империя. Между 1800 и 1850 годами площадь империи утроилась.
К 1919 году она утроилась еще раз".[11]
Здесь, видимо, стоит говорить о психологической невозможности для англичан установить
нормальные отношения с туземным населением. Так, еще во времена колонизации Америки
“угроза, исходящая от индейца приняла для пуританина природно-тотальный характер
и в образе врага слитыми воедино оказались индеец-дикарь и породившая его дикая
стихия природы... Пуританский образ индейца-врага наложил свой отпечаток на восприятие
переселенцами пространства: оно для них активно, это пространство-”западня”, полное
подвижных и неожиданных препятствий”.[14]
Представляется, что и английский национализм, и ощущения себя в качестве высшей
расы (об идеологических корнях этого явления мы будем говорить ниже) в какой-то
степени было производным, чем-то вроде гиперкомпенсации, а в основе этого комплекса
лежит ощущение “что все цветные должны неизбежно ненавидеть англичан”, а потому
“англичане естественным образом объединялись против небелых рас”.[15]
Отсюда — отказ от партнерства “с теми представителями высшего класса индийского
общества, которые искренно восхищались англичанами и хотели с ними сотрудничать”.[16]
Ведь в глазах британцев “приобщиться к жизни индийцев опасно, почти непристойно,
в лучшем случае — смешно”.[17]
Между тем,
Дж. Гобсон, обвиняя английских империалистов во всех смертных грехах, оправдывает
их в одном: "Психические переживания, которые бросают нас на защиту миссии
империализма, конечно, не лицемерны, конечно, не лживы и не симулированы. Отчасти
здесь самообман — результат не продуманных до конца идей, отчасти явление психической
аберрации... Это свойство примирить в душе непримиримое, одновременно хранить в уме как за непроницаемой переборкой, антагонистические
явления и чувства, быть может, явление исключительно английское. Я повторяю, это
не лицемерие; если бы противоположность идей чувств осознавалась бы — игра была
бы проиграна; залог успеха — бессознательность."[27]
Сейчас же коротко и весьма приблизительно, но опишем модель
британской колонизации:
Модели народной колонизации (адаптационно-деятельностные модели) в принципе
внеидеолоичны. Они могут обретать соответствующее ценностное обоснование постфактум,
а могут и вообще без него обходиться. Взятые в чистом виде, модели народной колонизации
не имеют непосредственной связи с ценностными доминантами, а соотносятся с этническими
константами, с бессознательными парадигмами, определяющими способ активности членов
того или иного этноса в мире и характер отреагирования этносом конфликтности с миром,
или другими словами — меру комфортности определенного образа действия для членов
этноса.
Сложная и многоэтапная "драма", связанная с освоением новой территории,
является реализацией внутриэтнического конфликта и обеспечивает для этноса максимально
возможную психологическую комфортность в процессе достижения определенной цели.
"Драма", разыгрываемая таким образом, может показаться слишком усложненной,
но она значительно более комфортна, чем прямолинейное действие, когда членам этноса
приходилось бы удерживать в своем сознании взаимоисключающие установки и эмоции
(способность к чему и предположил за англичанами Гобсон, абсолютно напрасно). Нет,
ценностные доминанты для различных внутриэтнических групп различны, но их распределение
таково, что допускает возможность согласованного, точнее — "драматизированного"
действия. Следовательно, и объекты трансфера для различных внутриэтнических групп
оказываются различными, хотя, как мы говорили выше, они обладают определенными общими
характеристиками, как с формальной точки зрения, так и каком-то плане, с содержательной,
будучи вариациями некой общей культурной темы.
Что касается идеальных оснований Британской империи, то первый
парадокс, который мы здесь встречаем, состоит в том, что все исследователи, за очень
редким исключением, отказывали ей в каком-либо идеологическом основании.
Тем не менее справедливы слова английского историка Л. Райта, что “если мы будем
объяснять что такое Ост-Индийская компания в понятиях наших дней, то есть как корпорацию
жадных империалистов, использующих религию как средство эксплуатации и своих собственных
рабочих, и других народов, мы проявим абсолютное непонимание того периода”.[30]
Очень многие смотрели на Британскую империю как на “торговый синдикат”, но в ее
истории не было ни одного периода, по отношению к которому это определение было
бы справедливо. Можно лишь сказать, что Британская империя, корме всего прочего
была и “торговым синдикатом”. Другой историк выразился еще более категорично: “Прирожденный
альянс между религией и торговлей в конце XVI — начале XVII веков оказал глубокое
влияние на то, что в один прекрасный день было названо Британской империей.[31]
И хотя “в отличии от испанских и португальских католических проповедников, новые
протестантские миссионеры были убеждены, что они не нуждаются в государстве и его
помощи”[32],
однако “влияние духовенства и его проповеди было могущественным фактором в создании
общественного настроя в отношении к морской экспансии”.[33]
Между религией и торговлей существовала тесная связь. “Сплошь и рядом духовенство
яковитской Англии было настроено в духе меркантилизма. Духовенство выступало за
ту же политику, что и люди коммерции”.[34]
В свою очередь, торговцы и моряки верили, что они являются орудием Проведения.
“Искренняя вера в Божественное предопределение не может быть поставлена под сомнение
никем из тех, кто изучал религиозные основания Елизаветинской Англии. Из этого не
следует, что все судовладельцы и капитаны сами по себе были благочестивыми людьми,
которые регулярно молились и пели псалмы; но мало кто, даже из наиболее нечестивых
среди них, решился бы выражать сомнение в Божественном вмешательстве, большинство
имело положительную веру в то, что Бог все своим всевидящим оком... Благочестивые
замечания, встречающиеся в вахтенных журналах,
удивляют современного читателя как нечто, совершенно не относящееся к делу... Но
в начале XVII века эти комментарии были выражением настроения эпохи”.[35]
Так например, при основании в 1600 году Ост-Индийской компании отбором капелланов
для нее занимался сам ее глава Томас Смит, известный как человек примерного благочестия.
Он “обращался в Оксфорд и Кембридж для того, чтобы получить рекомендации... Кандидаты
должны были прочитать испытательную проповедь на заданные слова из Евангелия служащим
компании. Эти деловые люди были знатоками проповедей, они обсуждали их со знанием
дела не хуже, чем профессиональные доктора богословия”.[36]
При отборе капелланов имелась ввиду и цель миссии. “Необходимость обращения язычников
в протестантизм была постоянной темой английских дискуссий о колонизации”.[37]
Однако, как было сказано выше, несмотря на значительный интерес общества
к вопросам проповеди, в реальности английская миссия была крайне слабой. Попытаемся
понять причину этого, обратившись к истории формирования концепции Британской империи.
Важно отметить то, что для того, чтобы понять ценностное основание той или
иной империи, мы должны обращаться к ее зарождению, к той ценностной доминанте,
которая дала ей импульс. На это можно было бы возразить, что этот первоначальный
импульс мог восприниматься рядом последующих государственных деятелей как анахронизм,
в то время как империя заняла уже свое собственное место в традиции народа и существовать как “вещь в себе”. Заимствование
некоторых государственных форм и методов управления, идеологических доминант, популярных
в то или иное время, зачастую грозили фатальным образом разрушить логику имперского
строительства. И эта логика сохранялась порой уже не в силу личных ценностных ориентаций
конкретных государственных деятелей, а благодаря их “шестому чувству” — ощущению
целостности и последовательности имперского строительства.
Что же касается английского понимания слова “империя”, как
оно сложилось в начале XVI века, то здесь нас ждут большие неожиданности.
Слово “country”, первоначальным значением
которого было “county” — административная единица, стало синонимом слова
“nation” и уже в первой трети XVI века приобрело связь с понятием “patrie”. В словаре
Томаса Элиота (1538 год) слово “patrie” было переведено как “a countaye”. Слово
“commonwealth” в значении “сообщество” стало использоваться в качестве взаимозаменяемого
с терминами “country” и “nation”.
С понятием нация начинает тесно связываться и понятия “империя”. “В средневековой
политической мысли “империя” (imperium) была тесно связана с королевским достоинством.
Понятие “империя” лежал в основе понятия “император”. Император обладал суверенной
властью внутри его королевства во всех светских делах... Это значение было радикальным
образом изменено в Акте 1533 года, в котором понятие “империя” было распространено
и на духовные вопросы и использовано в значении “политическое единство”, “самоуправляющееся
государство, свободное от каких бы то ни было чужеземных властителей”, “суверенное
национальное государство””.[39]
Следует отметить, что бытие Англии в качестве “нации” было непосредственным
образом связано с понятием “представительского управления”. Представительство английского
народа, являющегося “нацией” символическим образом возвышало его положение в качестве
элиты, которая имела право и была призвана стать новой аристократией. “Таким образом,
национальность делала каждого англичанина дворянином и голубая кровь не была больше
связана с достижением высокого статуса в обществе”.[40]
Здесь для нас чрезвычайно важно
сделать следующие замечания. “Представительское управление” при его определенной
интерпретации можно рассматривать как “способ действия”, то есть трансфер соответствующей
парадигмы этнических констант. При этом, поскольку понятия “нация”, “сообщество”,
“империя” являются в этот период фактически синонимичными, но “представительское
управление” как “способ действия” следует рассматривать как присущий им всем. Это
позднее нашло свое отражение в имперской практике и дало возможность для интересного
замещения понятий, о чем мы будем говорить дальше. Мы не будем сейчас останавливаться
на том, какое единое содержание стояло за тремя этими понятиями: это вопрос об
“образе мы”, присущем английской картине мира. К этой проблеме мы пока еще не подошли.
Добавим только, что к трем данным синонимам следовало бы добавить еще один — “англиканская
церковь”. Ей так же присущ атрибут “представительское управление” — что выразилось
в специфике миссионерской практики англичан. Причем данный способ действия с сознании
англичан приводит к возвышению над всем окружающим миром и логически перерастает
в атрибут “образа мы”. На раннем этапе он трактовался как религиозное превосходство,
затем как превосходство одновременно имперское (“лучшая в мире система управления
народами”) и превосходства национального. Затем он стал пониматься как превосходство
социальное. Но каждый из этих случаев более сложен, чем это кажется на первый взгляд.
Так и знаменитый британский национализм, поражавший всю Европу, в действительности
далеко отстоял от того, что обычно понимают под этим понятием, которое было очень
сложным психологическим комплексом. Об этом мы будем говорить ниже, а пока вернемся
в XVI век.
Англиканская церковь также превратилась в синоним слова “нация”. В “Законах
церковной политики” Ричарда Хюкера читаем: “Каждый, кто является членом общества
(commonwealth), является членом англиканской церкви”.[41]
Тесно закрепляется связь протестантской веры с Англией, и как с суверенным политическим
союзом, и как с империей.
Все более глубокие корни пускает мысль о богоизбранности английского народа.
В 1559 году будущий епископ Лондонский Джин Эйомер провозгласил, что Бог — англичанин
и призвал своих соотечественников семь раз в день благодарить Его, что они родились
англичанами, а не итальянцами, французами или немцами. Джон Фокс писал в “Книге
мучеников”, что быть англичанином означает быть истинным христианином: английский
народ избранный, выделенный среди других народов, предпочитаемый Богом. Сила и слава Англии необходима для Царствия Божия.
Триумф Протестантизма был национальным триумфом. Идентификация Реформации с “английскостью”
вела к провозглашению Рима национальным врагом и исключением католиков из английской
нации. Епископ Латимер первым заговорил о “Боге Англии”, а архиепископ Краимер связал
вопросы вероучения с проблемой национальной независимости Англии и ее национальных
интересов.[42]
Следует заметить, что “национализм того времени не определялся
в этнических категориях. Он определялся в терминах религиозно-политических. Он был
связан с идеями самоуправления и протестантизма. Эти два последних понятия также были непосредственным образом связаны с
понятием “империя”, то есть самоуправления в религиозных вопросах.
Среди многих викторианцев возникало ощущение, что “вестернизация — это опасное
занятие. Возможно, не-европейцы вовсе не были потенциальными английскими джентльменами,
которые лишь подзадержались в своем развитии, а расой чуждой по самому своему существу”.[51]
Именно в это время на Британских островах "империализм становится окончательно
философией истории"[59]
и для кого-то превращается в настоящий культ, так что "гордому англичанину...
в словах "имперское верховенство Британской империи" слышится нечто призывное
к его сердцу, ласкающее его слух".[60]
С идеологией
"бремени белого человека" была связана, с одной стороны, доктрина о цивилизаторской
миссии англичан их призвании насаждать по всему миру искусство свободного управления
(и в этом своем срезе данная идеология приближается к имперскому принципу), а с
другой — верой в генетическое превосходство британской расы, что вело к примитивному
национализму. Причем эти две составляющие были порой так тесно переплетены, что
между ними не было как бы никакой грани, они плавно переливались одна в другую.
Их противоположность скорее была понятна в теории, чем видна на практике.
Воплощением слитых воедино противоречий явилась фигура Сесиля Родса, деятеля
уже Африканской империи и, между прочим, друга Р. Киплинга. Для него смысл Британской
империи состоял в том благодеянии, которое она оказывает человечеству, обращая народы
к цивилизации, однако непоколебимо было и его убеждение, что англичане должны извлечь
из этого обстоятельства всю возможную пользу для себя. Родсу принадлежит знаменитая
фраза: "Чистая филантропия — очень хороша, но филантропия плюс пять процентов
годовых еще лучше". Философские взгляды С. Родса так описываются в одной из
его биографий: если существует Бог, то в истории должны быть Божественные цели.
Ими является, вероятнее всего, эволюция человека в сторону создания более совершенного
типа. Поскольку, Родс считал, что порода людей, имеющая наилучшие шансы в эволюции,
— это англо-саксонская раса, то делал заключение, что для служения Божественной
цели следует стремиться к утверждению господства англо-саксонской расы.[67]
В таком случае не кажутся лицемерием слова лорда Розбери о том, что Британская империя
является "величайшим мировым агентством добра, которое когда-либо видел свет".[68]
Однако английская колонизация и британская имперская идеологии
кажутся мало связанными друг с другом. Кажется, что жизнь колоний течет сама по
себе, а идеология является не более чем головным измышлением. Однако, если присмотреться
внимательнее, то корреляция окажется достаточно прочной. Попытаемся дать описание
“образа мы” в картине мира англичан, которое вписывалось бы и в модель английской
народной колонизации, и согласовывалось бы с различными интерпретациями Британской
империи, являвшейся существенным фрагментом английской картины мира в целом.
Создавалась структура взаимосвязанных мини-империй. Единство этой структуры
вплоть до конца XIX века практически выпадало из сознания англичан, оно не было
принципиально важным. Субъектом действия были “мини-империи” (будь то сельскохозяйственные
поселения, торговые фактории или, позднее, миссионерские центры), и их подспудное
идеологическое обоснование обеспечивало их мобильность, а, следовательно, силу английской
экспансии.
Между этими “мини-империями” и “центром”, именовавшим себя Британской империей,
существовало постоянное непреодолимое противоречие: “центр” стремился привести свои
колонии (“мини-империи”) к “единому знаменателю”, а колонии, самодостаточные по
своему внутреннему ощущению противились унификации, восставали против центра, отделялись
от метрополии юридически. Впрочем, хотя отделение Соединенных Штатов вызвало в Британии
значительный шок и появление антиимперский идеологии “малой Англии”, но это ни на
миг не снизило темпов реального имперского строительства, в результате чего сложилась
так называемая “вторая империя”. Сама по себе колониальная система, структура “мини-империй”
имела по-существу только пропагандистское значение. В известном смысле прав русский
геополитик И. Вернадский, который писал о Британской империи, что, "по своему
внутреннему устройству и по характеру своего народа эта страна может легко обойтись
без той или другой колонии, из которых ни одна не сплочена с нею в одно целое, и
каждая живет своей особенной жизнью. Состав британских владений есть скорее агрегат
многих политических тел, нежели одна неразрывная целостность. Оторвите каждое из
них и метрополия будет существовать едва ли не с прежней силой. С течением времени
она даже приобретет новые владения и старая потеря почти не будет для нее заметна.
Так, у некоторых животных вы можете отнять часть тела, и оно будет жить по-прежнему
и вскоре получит, взамен оставшейся под вашим ножом, другую часть".[70]
Процесс британского имперского строительства во многом отличен от российского.
В России невозможно представить себе даже саму мысль о восстании русского населения
какой-либо окраины против центра. Русская колонизация ведет к расширению российской
государственной территории: русская колония, образуясь вне пределов российской территории,
стимулировала подвижки границы. У англичан колония, изначально находясь под британской
юрисдикцией, стремиться выйти из нее. Но этот путь вел к созданию своеобразной
“мета-империи”, объединенной не столько юридически, сколько посредством языкового
и ценностного единства. К Британской колонизации вполне подходят слова французского
исследователя колониальных проблем П. Леруа-Болье о том, что: "колонизация
— это экстенсивная сила народа, это его способность воспроизводиться, способность
шириться и расходиться по земле, это подчинение мира или его обширной части своему
языку, своим нравам, своим идеалам и своим законам".[71]
Это в конечном счете попытка приведения мира в соответствие с тем идеалом, который
присущ тому или иному народу.
§
Модели действия
внутриэтнических групп могут иметь неадекватное идеологическое обоснование либо
не иметь никакого.
§
Анализ реинтерпретаций определенной идеологической системы
различными внутриэтническими группами и в различные периоды жизни народа помогаю
выделить этнические константы данного народа.
§
Анализ поведенческих (адаптационно-деятельностных) моделей
народа также способствует описанию его этнических констант.
§
Адаптационно-деятельностные модели и идеологии создающихся
и функционирующих социальных институций должны стыковаться между собой.
1.
Попытайтесь изложить содержание сюжетов о русской колонизации
(сюжет 5) и российской государственности (сюжет 10) по примерно той же схеме, что
и сюжет о Британской империи, выделяя все замеченные Вами “странности” и “нелогичности”
в действиях народа.
2.
Постарайтесь предшествующие сюжеты разложить на смысловые
фрагменты, подбирая к каждому из них вопрос.
3.
Как на протяжение английской истории развивалась этническая
культурная тема?
4.
Могла ли идеология Британской империи быть заимствована Российской
и к чему бы это привело?
5.
Может ли и как заимствование идеологии империи повлиять на
модель народной колонизации?
[1] Сили Дж. Расширение Англии. СПб., 1903, с. 38.
[2] Леруа-Болье П. Колонизация у новейших народов.
СПб., 1877, с. 100.
[3] Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на историю. СПб.,
1895, с. 65.
[4] Berker E. The Ideas and Ideals of British Empire.
Cambridge, 1941, р. 55.
[5] Мэхэн А.Т. Влияние морской, с. 65.
[6] Сили Дж. Расширение Англии, с. 93.
[7] Мэхэн А.Т. Влияние морской, с. 65.
[8] Леруа-Болье П. Колонизация у новейших народов, с.
80.
[9] Сили Дж. Расширение Англии, с. 7.
[10] Morot-Sir E. L'Amerique et le Besoin
Philosophique // Revue International de Philosophie Americaine. 1972, N 99-100,
p. 5.
[11] Хоррабин. Очерк историко-экономической географии
мира. М.-Л., 1931, с. 45.
[12] Fuller B. The Empire of India. L., 1913, р. 27.
[13] Renfordt R.K. The Non-Official British in India
to 1920. Delhi etc., 1987.
[14] Петровская Е.В. Образ индейца-врага в истории
американской культуры. //Политическая мысль и политическое действие. М., 1978,
с. 77.
[15] Hutchins F. The Illusion of Permanency British
Imperialism in India. Princeton, New Jersey, 1967, р. 144.
[16] Kiernam V.G. The Lords of Human Kind.
Harmondsworth, 1979, р. 43.
[17] Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных
странах. М., 1992, 121.
[18] Hutchins F. The Illusion of Permanency, р. 114.
[19] Петровская Е.В. Образ индейца-врага в истории
американской культуры, с. 141.
[20] Morris J. Pax Britanica. The Climax of an Empire.
L., 1968, р. 15.
[21] Hutchins F. The Illusion of Permanency, р. IX.
[22] Spicer Ed. Cycle of Conquest. Tucson, 1970.
[23] Солоневич И. Народная монархия. М., 1991, с. 155.
[24] Устинов В. Об английском империализме. Харьков,
1901, с. 16.
[25] Сили Дж. Расширение Англии, с. 138.
[26] Обст Э. Англия, Европа и мир. М. - Л., 1931, с.
54.
[27] Гобсон Дж. Империализм, с. 168 - 169.
[28] Frounde J. Oceany or England and her Colonies.
L., 1886, р. 257.
[29] Обст Э. Англия, Европа и мир. М-Л., 1931, с. 27.
[30] Wright L.B. Religion and Empire. The Alliance
between Piety and Commerce in English Expansion. 1558 - 1925. New York, 1968,
р. 82.
[31] Porter A. Religion and Empire. // The Journal of
Imperial of Imperial and Commonwealth History. Vol. XX, N 3, р. V.
[32] Wright L.B. Religion and Empire, р. 151.
[33] Wright L.B., р. V.
[34] Wright L.B., р. 151.
[35] Wright L.B., р. 4 - 5.
[36] Wright L.B., р. 68.
[37] Wright L.B., р. 5 -6.
[38] Greenfeld L. Nationalism. Five Roads to
Modernity. Cambridge, Mass., London, 1992, р. 31.
[39] Greenfeld L. Nationalism, р. 33.
[40] Greenfeld L. Nationalism, р. 47.
[41] Цит. по: Greenfeld L. Nationalism, р, 62.
[42] Greenfeld L. Nationalism, рр. 57, 60, 61.
[43] Greenfeld L. Nationalism, р. 68.
[44] Wright L.B. Religion and Empire. The Alliance
between Piety and Commerce in English Expansion, р. 57.
[45] Boel J. Christian Mission in India. A
Sociological Analysis. Amsterdam, 1987, р. 137.
[46] Willians C.P. The Ideal of Self-Governing Church.
A Study in Victorian Missionary Strategy. Leaden etc., 1990, р. 92 - 95.
[47] Boel J. Christian Mission in India, р. 137.
[48] Berker E. The Ideas and Ideals of British Empire.
Cambridge, 1941, р. 7.
[49] Hutchins F. The Illusion of Permanency British
Imperialism in India. Princeton, New Jersey, 1967, р. 109.
[50] Hutchins F. The Illusion of Permanency, р. 118.
[51] Robinson R., Gallagher J. Africa and Victorians.
Imperialism and World Politics. New York, 1961, р. 10.
[52] Филиппов И.И. Государственное устройство Индии.
Ташкент, 1911, с. IV.
[53] Moon P.T. Imperialism and World Politics. New York, 1927, р. 67.
[54] Blake R. Disraely. N.Y., 1967, р. 523.
[55] Dilke Ch. W. Problems of Greater Britain. London,
1890.
[56] Frounde J. Oceany or England and her Colonies.
L., 1886.
[57] Сили Дж. Расширение Англии. СПб., 1903.
[58] Устинов В. Об английском империализме. Харьков,
1901, с. 7.
[59] Rerard Q. L’Angleterre et l’imperialisme. Paris,
1900, р. 67.
[60] Раппопорт С.И. Народ-богатырь. Очерки
общественной и политической жизни Англии. СПб., 1900, с. 40 - 41.
[61] Казалиан Л. Современная Англия. СПб., 1912, с.
189.
[62] Morris Ch. The Pragmatic Movement in American
Philosophy. New York, 1970, р. 123.
[63] Thornton G. The Imperial Idea and Its Enemies.
L., N.Y., 1959, р. 57 - 58.
[64] Hutchins F. The Illusion of Permanency, р. 123.
[65] Hutchins F. The Illusion of Permanency, р. 103.
[66] Creigthon D. The Victorian and the Empire. In:
Schuyler R.L., Ausnber H. (eds.) The Making of English History. New York,
1952, р. 561.
[67] Willians B. Cecil Rhodes. London, 1921.
[68] Цит. по: Гобсон Дж. Империализм, с. 135.
[69] Керзон. Положение занимаемое Индией в Британской
империи. Ташкент, 1911, с. 5.
[70] Вернадский И.В. Политическое равновесие и Англия.
СПб., 1877, с. 114 - 115.
[71] Леруа-Болье П. Колонизация у новейших народов.
СПб., 1877, с. 517.