Что такое этническая картина мира? Это первый вопрос, на который должна ответить историческая этнология. В предшествующих главах мы говорили, что этническая традиция, в том числе, и этническая картина мира как ее составная часть, имеют определенные неизменные элементы. Именно к ним мы отнесли понятие, ранее предложенное Эдвардом Шилзом в несколько другом значении — “центральная зона культуры”. Мы говорили также, что составляющими “центральной зоны культуры” являются не верования и ценности, а адаптационно-деятельностные модели. Эти модели, в свою очередь, могут рассматриваться как установки, если понимать термин “установка” не в упрощенном значении (как намерение или побуждение к действию), а в качестве определенного модуса личности, который охватывает всю сферу психического и влияет на восприятие человеком окружающего его мира. В настоящей главе мы рассмотрим этот вопрос подробнее.
Позволим себе начать с некоторой аллегории.
Каждый человек чувствует опасность, исходящую извне. Мир,
который "во зле лежит", пробуждает ощущение тревоги. Чтобы
действовать в нем, человек должен прежде всего определить конкретные источники
внешней опасности. Скажем, лес опасен не вообще как бесформенный зеленый массив
беспорядочно растущих деревьев, кустов и травы, а потому что в нем живут хищные
звери, ядовитые насекомые, потому что в нем можно заблудиться. Если предпринять
меры предосторожности, то по лесу можно ходить и собирать грибы. Для этого
нужно знать: 1) что в лесу является источником опасности? 2) чего нельзя
делать, чтобы не вызвать эту опасность на себя? 3) что надо сделать, чтобы ее
преодолеть? Сказанное относится и к миру в целом. Если окружающую действительность
не рационализировать, то в ней невозможно осмысленно действовать. Посредством
этой рационализации человек добивается того, что ощущение тревожности
трансформируется в определенные образы, которые концентрируют в себе
враждебность. Одновременно вырабатываются представления об образе действия человека
в мире, который бы был направлен на избежание и преодоление опасности.
Мир большой, а человек маленький. Чтобы человек мог сделать
шаг вперед, он должен быть уверен в себе. Чтобы зайти далеко в незнакомый лес,
человек должен либо иметь компас, по которому он сможет ориентироваться, либо
помнить народные приметы, либо обладать необыкновенной интуицией, либо быть
уверенным, что на его ауканье кто-нибудь откликнется. Таким образом, чтобы
приступить к действию, человек должен иметь хотя бы смутное представление о
том, при каких обстоятельствах это действие осуществимо, кто он такой, что
может его совершить, какими качествами он должен для этого обладать (какие
качества себе приписывать), в каких отношениях он должен находиться с другими
людьми, нуждается ли он в их помощи, или он способен помочь себе сам, могут ли
оказать ему помощь другие, каким образом возможно совместное действие и какими
качествами должен обладать коллектив людей (состоящий из все тех же беспомощных
и малосильных индивидов), чтобы решиться на действие?
Ответы, которые этническая культура дает на эти вопросы —
это та призма, сквозь которую человек смотрит на мир, в котором должен
действовать, основные парадигмы, определяющие возможность и условия действия
человека в мире, вокруг которых выстраивается в его сознании вся структура бытия.
В этом, прежде всего, и состоит защитная функция этнической культуры,
являющаяся наиболее значимой из всех ее функций.
Благодаря ей человек получает такой образ окружающего, в котором все элементы мироздания структурированы и соотнесены с самим человеком, так, что каждое человеческое действие является компонентом общей структуры. Этнос адаптируется к реальному миру тем, что всему в мире дает как бы свое название, определяет его место в мироздание.
Так формируется образ мира или то, что мы будем называть этнической картиной мира, поскольку образ мира является основополагающей компонентой культуры этноса и, следовательно, индивидуален для каждой культуры.
При этом необходимо заметить, что повышенное чувство
внешней опасности, высокая мера конфликтности по отношению к миру — все это не
деструктивно для этнической культуры. Вредит скорее их недостаток, когда
культура лишается внутренней напряженности, а следовательно, и мобильности.
Процветание этноса зависит не от меры конфликтности, а от того, сколь хорошо
функционируют психологические защитные механизмы этноса, сколь они развиты,
адекватны, гибки. Так, в критической
ситуации этнос с хорошо налаженным механизмом психологической защиты может
бессознательно воспроизвести целый комплекс реакций, эмоций, поступков, которые
в прошлом, в похожей ситуации, дали возможность пережить ее с наименьшими
потерями. Это особенно бросается в глаза у народов с трудной исторической
судьбой, но в целом относится ко всем.
Защитные механизмы этноса можно разделить на специфические и
неспецифические.
Специфические защитные механизмы направлены на преодоление конкретной
угрозы извне. Для этого угроза должна
быть маркирована и вписана в иерархию бытия. Точно так же вписывается в
иерархию бытия и получает свое название и способ защиты — ритуальное или
реальное действие.
Модель работы специфических защитных механизмов можно
проиллюстрировать на примере "Казачьей колыбельной песни" Лермонтова.
По камням струится
Терек,
Плещет мутный вал;
(общая
тревожность)
Злой чечен ползет на
берег,
Точит свой кинжал
(опасность называется,
конкретизируется)
Но отец твой старый
воин;
Закален в бою:
(указывается средство защиты от опасности)
Спи, малютка, будь
спокоен,
Баюшки-баю.
(опасность психологически снимается)
Сам узнаешь, будет
время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в
стремя
И возьмешь ружье.
(стереотип закрепляется,
задается алгоритм собственного действия)
Маркируется ли таким образом реальная угроза или мифическая,
адекватны ли защитные действия, способны ли они в действительности устранить
угрозу, — в некотором смысле неважно. Во всяком случае, менее важно, чем факт
ее маркировки сам по себе — локализация ее в определенных точках и сознание
того, что какие-то действия способны угрозу предотвратить.
В качестве неспецифических защитных механизмов можно рассматривать саму "этническую картину мира".
Что представляет собой этнической картины мира, присущая
тому или иному народу? Прежде всего очевидно, что — это некоторое связное
представление о бытии, присущее членам данного этноса. Это представление
выражается через философию, литературу, мифологию (в том числе и современную),
идеологию и т.п. Оно обнаруживает себя через поступки людей, а также через их
объяснения своих поступков. Оно, собственно, и служит базой для объяснения
людьми своих действий и своих намерений. Но при этом важно подчеркнуть, что картина мира осознается членами этноса лишь
частично и фрагментарно. Фактом сознания является не ее содержание, а ее
наличие и целостность. В этом смысле она является неким фантомом. Человеку
скорее кажется, что он имеет некоторую упорядоченную систему представлений, тем
более представлений общих с его социокультурным окружением, чем он имеет ее в
действительности. Имеет он нечто совсем иное: ощущение наличия такой целостной,
упорядоченной и гармоничной системой. Это закономерно. Ведь основная функция
этнической культуры — это функция психологической защиты. В действительности же
разрозненные элементы картины мира присутствуют в сознании человека в качестве
фрагментов, не вполне стыкующихся между собой. Это становится ясно при попытке
облечь картину мира в слова.
Однако это не означает, что опираясь на осознаваемые фрагменты,
картину мира нельзя реконструировать как логическую целостность, мифологему
реальности, стройную и взаимосвязанную. Но при попытке такой реконструкции
окажется, что исходные пункты этой мифологемы, на которых, собственно, и
держится весь каркас реконструкции, абсолютно
необъяснимы изнутри ее самой и в них содержатся значительные внутренние противоречия.
Более того, несмотря на то что присутствующая в данной картине мира внутренняя
логика может восприниматься членами этноса как нормативная, на деле она
оказывается таковой лишь отчасти. В один и тот же период различные группы
внутри этноса могут иметь разные картины мира, у которых имеется общий каркас,
но различаются сами здания (схемы), и логика поведения, исходящая из одного
источника, на практике проявляется совершенно различным, порой даже
противоположным образом.
Кроме того, этническая картина мира сильно меняется с течением
времени, причем люди не всегда осознают культурные разрывы, которые могут быть
очевидны для исследователя. Неизменными оказываются лишь логически
необъяснимые, принятые в этнической картине мира за аксиому, блоки, которые
внешне могут выражаться в самой разнообразной форме. На их основе этнос
выстраивает новые и новые картины мира — такие, которые обладают наибольшими
адаптивными свойствами в данный период его существования.
На проблему можно посмотреть и с другой стороны. Почему
продукт психологической рационализации, каковым является этническая картина
мира, при попытке ее воссоздать в эксплицитной форме, будет допускать натяжки,
а порой и существенные искажения реальности, незаметные ему самому? Ответ в
том, что эти искажения являются следствием действия защитных механизмов его
психики, которые репрессируют информацию, способную вызвать деструкцию
этнического сознания. Причем репрессии подвергается та информация, которая
противоречит этническим константам, то есть не конкретной,
принятой в тот или иной исторический момент членами данного этноса (или некой
группой внутри этноса) традиции, а тем внелогическим понятиям, которые служат
каркасом и подоплекой этнической традиции в любой ее модификации, противоречит не конкретным формам
выражения этих понятий, а их глубинному содержанию, бессознательным образам,
которые лежат в основании рационализации опыта, полученного из внешнего мира,
превращения этого опыта в своеобразный элемент культуры — этническую картину
мира. Таким образом, защитный барьер
стоит между внешней реальностью и структурообразующими моментами этнического
бессознательного, этническими константами.
Функция этого барьера двойная. С одной стороны, он вытесняет
из сознания и препятствует проникновению в бессознательные слои психики всех
тех представлений, которые способны нанести ущерб целостности этнических
констант. В частности, цензуре подлежит и информация о чужом опыте, о
принципиально иных картинах мира: они предстают перед носителем традиционного сознания
как неконкурентоспособные.
С другой стороны, защитный барьер контролируют импульсы бессознательного, направленные на внешний мир.
Благодаря действию защитных механизмов этнические константы никогда не
обнаруживают своего содержания непосредственно, и член этноса сам не видит тех
моментов, которые являются для него центральными, и поэтому не в состоянии
подвергнуть их критике. В его сознании они всегда всплывают лишь в виде
представлений по поводу каких-то определенных проблем или объектов, то есть в
форме максимально конкретизированной. Проходя
через защитный барьер этнические константы как бы дробятся: в зону сознания они
вступают не как правило, общее для множества самых различных явлений, а как
представление о наиболее удобном способе действия в данном случае. Более
того, формы конкретных проявлений этнических констант могут быть столь пестры,
разнообразны, что увидеть за ними общую закономерность порой действительно
трудно. Многообразие форм проявления этнических констант обеспечивает их
максимальную неуязвимость. В случае очевидного противоречия этнических констант
реальности под угрозу ставятся не сами этнические константы, а конкретные формы
их выражения. Так, некая поведенческая норма может быть откинута индивидом
или обществом как несостоятельная, но бессознательная подоплека этой нормы
остается незадетой и найдет свое отражение в других формах. В период смены модификаций традиционного
сознания этноса этнические константы просто меняют свою одежду.
Что представляют собой этнические константы?
Они являются теми механизмами (о которых мы говорили в
начале этой главы), снимающие
психологическую угрозу со стороны окружающего мира и обеспечивающие члену этноса
возможность действовать. И именно их мы будем рассматривать в качестве
“центральной зоны” культуры. Происхождение “центральной зоны” адаптивное:
она представляет первичный слой психологической адаптации человека — тот слой,
о котором мы говорили, когда рассматривали этническую культуру, как защитный
механизм. Этнические константы не могут не включать следующие бессознательные образы:
Это первичная схема. “Источник добра” сам включает в себя
несколько парадигм, в частности "образ себя" и "образ покровителя".
"Образ себя" — это субъект действия, а "образ покровителя"
можно определить как атрибут действия, то есть как то, что помогает совершаться
действию. Обе эти парадигмы могут совмещаться за счет того, что атрибуты,
делающие действие возможным, приписываются непосредственно самому себе.
Поскольку этническое сознание по своей сути коллективно, то "образ
себя" — это "мы - образ", образ коллектива, способного к
совместному действию. Содержанием "образа себя" является то, что
именно член данного этноса принимает за свой базовый коллектив, что для него
является коллективом.
"Образ себя", то есть представление о субъекте
действия, и "образ покровителя", то есть представление об условии
действия, определяют характер действия человека и тип взаимосвязи между членами
коллектива. "Источник зла" может быть назван "образом
врага", хотя такое тождество само по себе не подразумевает персонификацию
"источника зла", а лишь его концентрацию на каком либо объекте;
"источник зла" — это то, что мешает действию, и то, против чего
направлено действие. Таким образом, он также влияет на характер действия.
Этническими константами являются не наполнение этих образов, а общие приписываемые им характеристики и их диспозиция — расположение друг по отношению к другу и характер их взаимодействия. Конкретное содержание этих парадигм может меняться — и тогда возникают новые модификации этнической традиции. Но оно в любом случае будет таким, что общие характеристики этих образов, их диспозиция и представление о модусе действия останутся неизменными.
На основании этнических констант формируются адаптационно-деятельностные
модели культуры. Вокруг этих констант кристаллизуется этническая традиция в
различных ее модификациях.
Здесь необходимо разграничить два понимания культуры: культуры как способа кристаллизации
этнических констант и культуры как
ценностной конфигурации.
Ценностная ориентация является в известном смысле материалом,
на основании которого кристаллизуется та или иная этническая культура.
Этнические константы не содержат в себе представления о направленности действия
и его моральной оценки. Направленность же действия задается ценностной
ориентацией. Этнические константы и
ценностная конфигурация соотносятся как способ действия и цель действия.
Таким образом, этническую
картину мира можно рассматривать как производную от этнических констант, с
одной стороны, и ценностей ориентации, с другой. Этнические константы
неизменны на протяжении всей жизни этноса, а ценностная ориентация может
меняться, она является результатом свободного выбора людей.
Каждый этнос в какой-то мере адаптирует более широкую
культурную традицию, но сами по себе этнические
константы нейтральны по отношению к той или иной ценностной ориентации.
Какую систему ценностей принимать — волен выбирать человек. Этническая культура
детерминирована потребностью человека в психологической адаптации, так же как деятельность по жизнеобеспечению
этноса детерминирована его потребностью в физиологической адаптации к
окружающей среде. Например, зрение также и физиологически, и психологически жестко
детерминировано и существуют вполне определенные законы зрительного восприятия,
но куда человеку смотреть — это его выбор.
В отличии от ценностных доминант, представляющих собой идеальный план культуры, этнические константы являются проявлением адаптивно-защитного плана культуры. Причем культура имеет в себе несколько уровней адаптации. Выше мы уже упоминали о них, а теперь представим их иерархию в систематической форме.
1. Первичная адаптация, где в качестве защитного
механизма выступает сама этническая культура — то есть, такое первичное
структурирование мира, которое дает человеку принципиальную возможность
действовать. Результат первичной адаптации — формирование "центральной зоны" этнической
культуры, содержанием которой являются этнические константы. Защитный фильтр
срабатывает, когда поток информации идет извне внутрь, то есть из сознания в
бессознательное.
Таким образом, формируется пласт этнического бессознательного.
Этот процесс является составной частью этногенеза.
2. Адаптация "центральной зоны" к конкретным
условиям существования этноса, то есть процесс кристаллизации вокруг
"центральной зоны" инвариантов этнической картины мира. Защитный
фильтр срабатывает, когда поток информации идет изнутри наружу, то есть из
бессознательного в сознание.
3. Искажение восприятия членами этноса реальности, то
есть невосприимчивость их к информации, противоречащей содержанию их этнических
констант. Защитный фильтр срабатывает, когда поток информации идет извне
внутрь.
4. Дробление импульсов этнического бессознательного:
общие требования бессознательного осознаются только в качестве конкретных
мотивов отдельных поступков. Защитный фильтр срабатывает, когда информация идет
изнутри наружу.
С этим уровнем психологической адаптации связано действие
специфических защитных механизмов культуры, а также и явление, которое мы будем
рассматривать ниже — распределение этнической культуры и процесс
самоструктурирования этноса.
Весь комплекс культурных представлений, который связан с
этнической картиной мира мы будем называть традиционным сознанием этноса. Причем последние в контексте исторической
этнологии мы будем рассматриваем, прежде всего, с точки зрения его формальных черт, а не
содержания, и поэтому определение "традиционный" мы будем в равной
мере относить и к крестьянской общине, и к некоторым индустриальным обществам
(что очевидно и из предшествующих глав).
Основные характеристики традиционного сознания таковы:
1) имплицитное наличие в нем целостной картины мира, в
том смысле, как мы ее определили выше;
2) его "правильная" передача
из поколения в поколение, в процессе нормальной, выработанной данным
этносом, социализации;
3) корреляция традиционного сознания с поведенческими стереотипами, присущими
членам данного этноса, детерминирование им всего целостного и многосложного
здания народной жизни: общественных институтов, системы межличностных и
межгрупповых, в том числе межпрофессиональных и межклассовых отношений, обрядов
и ритуалов, идеологии, искусства и фольклора, автостереотипов (то есть,
“образов себя”), обусловливающих "внутреннюю политику "этноса
(правила внутриэтнического поведения и пределы его вариативности); гетеростереотипов
(то есть, “образов соседей”), системы
межэтнических (межкультурных) отношений, то есть парадигм "внешней политики
этноса" (правил поведения с "чужими"), механизмов интериоризации
"чужих" и т. д.;
4) соответствие традиционного сознания этноса социальным условиям его жизни,
стадии его общественного развития, структуре жизнеобеспечения (материальной
базе), а также соотношение этнической картины мира с нормами и ценностями,
доминирующими у других народов, что может выражаться либо как эксплицитное
включение себя в некоторое сверхэтническое культурное единство, либо как
обособление, противопоставление себя другим. Таким образом, традиционное сознание адаптировано к
историческим реалиям внешнего мира.
Когда мы говорим о традиционном сознании этноса, то слово
"сознание" употребляем
условно, поскольку то, что мы под ним подразумевается, включает в себя и
сознание, и бессознательное. В качестве синонимичного может использоваться
термин “менталитет”. Однако термин “традиционное сознание” представляется нам
предпочтительным, поскольку отражает связь понятий “этническая картина мира” и
“традиция”.
Основные понятия, введенные в настоящей главе:
Опыт историко-этнологического анализа
Проиллюстрируем приведенный выше теоретический материал на примере этнического сознания западных финнов конца XIX — начала ХХ века. Во второй и пятой главе мы уже касались темы этнической картины мира финнов и дали ее описание, относящееся в основном к ХVIII — первой половине XIX века. К концу же XIX века в нем произошли кардинальные перемены. В чем они выразились и каким образом метаморфоза традиционного сознания финнов оказалась возможной? Мы говорили о финне как о “маге”, одиночке, стремящимся словом, пением подчинить себе природу. За короткое время характер финна, по внешней видимости совершенно меняется.
Методологический комментарий к сюжету.*
Историческая этнология, обращаясь к изучению этнической картины мира какого-либо народа, почти всегда изучает его в динамике или по меньшей мере описывает два или более временных срезов. Никакие “статические” описания культуры не дают возможность вычленить в ней этнические константы, поскольку в этом случае нет возможности установить повторяющиеся парадигмы культуры. Таким образом, историк, который берется за применение этнологического подхода и стремиться объяснить какие-либо изменения в жизни изучаемого народа посредством его психологических особенностей, должен иметь представление о динамике и характере культурных изменений у изучаемого народа. Так описания культуры финского этноса, которые мы приводили в сюжете 5 (глава 5) является недостаточным для выделения этнических констант финнов. Описание одного среза этнической культуры было достаточным только для демонстрации ее в качестве адаптивной системы. Но сам факт наличия той или иной конфигурации адаптивной системы у народа не может нам дать никакой информации о возможностях трансформации в мировоззрении и поведении этноса, поскольку мы не в состоянии понять сути данной адаптивной системы, не зная какие из ее элементов существенно важны и неизменны, а какие при изменившихся обстоятельствах могут быть отброшены.
Сюжет 8. От магии пения к магии порядка
В XIX веке, особенно во второй его половине, финна более
всего отличает страсть к порядку аккуратность. Это начинается с быта.
"Дома их деревянные, часто и каменные, содержатся в невероятном порядке...
В кухне с неимоверной аккуратностью расставлены по полкам блюда, тарелки и
прочие принадлежности, везде господствует чистота, порядок и признак неусыпного
смотрения. Ни на стенах, ни на полу ни пятнышка..."[1].
Финн еще "с молоком матери впитывает в себя любовь к чистоте.
Чистоплотность доходит у него до какой-то страсти "[2].
То же и в общественном быту: "Поражает благоустроенность дорожек, хотя бы
они соединяли даже небольшие хуторки".[3]
То же и в городе: "Все улицы чрезвычайно опрятны. Тротуары и булыжные
мостовые отлично выравнены. Чистота их поразительна... Торговые площади
убираются, например, сейчас же после базара".[4]
Порядок идеален. Финны с детства привыкают к порядку. "Горожане...
наблюдают сами за соблюдением правил и лично препровождают случайных
нарушителей их в полицейский участок".[5]
Вообще нарушение общественного порядка здесь страшное
преступление. "Если родители или школа не могут справиться с ребенком, то
он подвергается наказанию со стороны местной администрации (т. е. порке). К
этой крайней мере прибегают только в очень важных случаях. Любопытно, что в
числе проступков, заслуживающих такой кары, наряду с воровством, фигурирует
нарушение общественного порядка и тишины. То и другое весьма характерно. Ужас
финнов перед воровством, выразившийся законом об отсечении рук за него, так
велик, что для искоренения этого зла они не могут остановиться перед таким
пустяком, как порка. С другой стороны, не объясняет ли необыкновенная суровость
по отношению к маленьким нарушителям строгость в исполнении общественного
порядка в Финляндии или, конечно, вернее
будет сказать наоборот: любовь к порядку вызывает возможность существования
такой меры".[6]
Удивительной была и вера финнов в легитимность.
"Здесь навеянная Россией вера в силу и значение паспорта слилась с финским
представлением о человеке, стоящем вообще на легальной почве, то есть
безупречным во всех отношениях. Они думают, что человек, переступивший
нравственный закон, неминуемо оказывается вне покровительства гражданских
законов".[7] К закону
финн обращается во многих случаях жизни: "финну вовсе не надо быть в особенно
раздраженном состоянии духа, чтобы настрочить жалобу: сутяжничество — весьма
выдающаяся черта его характера, и финский суд завален массой тяжебных
дел".[8]
Очень упорядочена вся жизнь финна. "Строго относясь
к чужой собственности, финн также добросовестно смотрит на всякую заработанную
копейку. Если только он не пьяница, он считает позором отнять у семьи хоть грош
на свои удовольствия. Благодаря такому качеству, а также своему неослабному
трудолюбию, он живет весьма порядочно в условиях, при которых другой бы
нищенствовал. Так же строго и добросовестно он относится и к общественному
капиталу, и к казенным деньгам".[9]
На честность финнов указывали все, писавшие о них.
Вообще, если можно про какое-либо свойство характера
сказать, что финн им обладает, то, значит, он им обладает на сто процентов.
Если финн честен, то он честен предельно. Если говорят, что он гостеприимен, то
это значит, что он очень гостеприимен. Может быть, только это гостеприимство не
совсем такое, к которому мы привыкли. Оно не выразится в радости по поводу
прихода гостя, ему не расскажут о всем своем житье-бытье. Финн "весьма
недоверчиво относится к постороннему человеку. Никогда не будет с ним болтать
ни о своих делах, ни о себе лично".[10]
Но каждый может смело рассчитывать найти в его доме приют и угощение.
"Редко выдается день, в который бы крестьянин, живущий у дороги, не
приютил бы одного или нескольких нищих.".[11]
Если финн что-то делает, то он делает это настойчиво, размеренно и рассчитано.
"Взявшись за какое-либо дело, финн упорно борется со всеми препятствиями,
пока не достигнет намеченной цели".[12]
"Ходит и работает он медленно, но зато никогда не бросит дело
неоконченным, а доделает его до конца".[13]
"Медлительность в движениях, тяжесть в подъеме, осторожная
осмотрительность говорят о его неутомимой силе и неистощающемся терпении".[14]
Если финн будет вам за что-нибудь благодарен, то его
благодарность действительно велика. "Если вы окажете финну какую-нибудь
важную услугу, он станет вашим лучшим другом, и благодарность его в таких
случаях беспредельна".[15]
С финном трудно подружиться, он скрытен и замкнут. "К чужеземцу он всегда
относится недружелюбно и подозрительно, но раз он сошелся с кем-то на дружбу,
на него можно положиться как на каменную стену".[16]
Столь же последователен финн в своей ненависти. Число преступлений в Финляндии
было довольно незначительно, но зато они отличались необыкновенной жестокостью.
"Финн редко решается на зло, но если решается, то становится совершенным
зверем".[17] Месть
финнов тоже упорядочена и рационализирована. "Они могут откладывать месть
до поры до времени, при этом рассчитывают самым грубым, самым детальным
образом, как можно более жестоко поразить
врага и хладнокровно ждут удобного случая: грубо обдуманные преступления
здесь не редкость".[18]
Эта упорядоченность пронизывает весь быт финнов. Она
выражается и в четком разделении сословий и в чинопочитании. "С первого
знакомства с финляндцами оно (чинопочитание) удивляет и весьма нескоро можно к
нему привыкнуть".[19]
Упорядоченность касается всех мелочей быта. Визитный этикет
в Финляндии "превосходит всякую вероятность".[20]
Создается впечатление, что финны своей упорядоченностью хотят заколдовать мир,
подчинить его своей воле. Это — своеобразная рационализация мира. Кажется,
логика ясна: мир становится понятным, можно объяснить зависимость вещей, как
надо поступать и как не надо. Создается определенная мифологема мира. Он уже
вовсе не так страшен и непредсказуем.
Природа сурова, и милостей от нее ждать не приходится. В
ней нет ничего доброго, расслабляющего. Она дикая и необузданная. Необходимо
надеть не нее намордник, и тогда она превратится в покорного слугу. Приручать
ее надо терпеливо, но настойчиво. У финна нет любви к природе: не к красотам
природы, а к природе в целом как к космосу. Для него природа мастерская. Она же
— материал, из которого финн лепит то, что ему нужно. Он признает только
подчиняющуюся ему природу. И плоды своего труда он любит, даже очень любит. В
отношении к природе он рационалист и прагматик. Он вносит в нее порядок. Он
рационализирует свой быт и точно также, одновременно с этим, упорядочивает
природу. Два процесса сливаются в один. Космос структурируется, становится
понятным. Он, кажется, больше уже не вызывает страха. Создается картина мира,
помогающая человеку жить и дающая психологическую возможность действовать.
Финляндия почти не знала красочных сельскохозяйственных
обрядов. Конечно, там и в помине не могло быть поклонения матери-земле, доброй
и ласковой. Для нас, русских, крестьянский быт фактически немыслим без ярких
обрядов, веселых крестьянских праздников. В сознании финна же немыслима
связь смеха, радости с плодородием,
столь очевидная в наших крестьянских Святках, Масленице. Праздников вообще
мало. Финн "не склонен предаваться той живой радости, которую во многих
других местах порождают народные праздники и пиры. Только на Святки и в Иванов
день заметны некоторые признаки расположенности к веселости".[21]
Самый примечательный праздник финских крестьян (он же крупный религиозный
праздник) — день жатвы. Однако он мало похож на крестьянский праздник в нашем
представлении. "Крестьяне и крестьянки наряжаются как можно лучше и целую
ночь танцуют шведскую кадриль или вальс. Оркестр составляют одна или несколько
скрипок, которые у местных поселян инструмент весьма употребительный. Нужно
видеть, с какими уморительными жестами и расшаркиваниями поселяне-кавалеры
любезничают и танцуют с разодетыми крестьянками, как они их беспрестанно
угощают кофеем, а сами себя напитками покрепче".[22]
Описание относится к началу ХlХ века!
Столь же рационалистична и религия финнов. Столкновение с
католичеством было, возможно, самой тяжелой страницей в истории Финляндии. Зато
лютеранство было принято здесь легко и естественно. Финны стали отменными
лютеранами, более того, в Финляндии широкое распространение получил пиетизм — религия
почти совершенно без мистики. Отношения с Богом почти договорные. Они
упорядочены и предельно рационализированы.
Однако как страна колдунов превратилась в страну
пиетистов? Могут ли столь разные, даже противоположные, вещи выражать одно и то
же содержание?
Знания финских колдунов — эзотерические, они не могут
быть воплощены в массовых действиях. Они, по самой сути своей, не коллективны,
а индивидуальны. Человек остается наедине со своими тайными знаниями, наедине с
природой, которую он в одиночку, с помощью этого тайного знания, должен
покорить. Лютеранство — тоже религия сугубо индивидуальная. В ней — каждый сам
по себе. В ней почти нет мистики. Строги и просты ее предписания. Строг и прост
богослужебный обряд. Человек должен трудиться, быть добропорядочным семьянином,
растить детей, помогать бедным. Все это финн проделывает с величайшим усердием.
Но в самой этой правильности и умеренности сквозит страсть. Сама эта
рациональность получает магические черты.
Покорение природы начинает рассматриваться финном как его
Божественное призвание. Установка на покорение природы была и осталась основным
содержанием сознания финна, и финн продолжает сознавать себя борцом-одиночкой,
обязанным всем самому себе и рассчитывающим на собственные силы или Бога, но не
на Божью милость и жалость, а на Бога как на надежного сотрудника, с которым
финн заключает контракт, обязуясь вести добродетельную жизнь взамен на Его
покровительство. Финн соблюдает контракт в точности до мелочей. Его религиозная
жизнь очень правильна и упорядочена. Пропустить церковную службу для финна —
непростительное преступление. Даже на почтовой станции висела табличка с
правилом: "Никто, за исключением крайней надобности, не вправе требовать
лошади и отправляться в путь во время богослужения в воскресные дни".[23]
Как религиозная обязанность рассматривается финнами
умение читать. Ведь каждый лютеранин должен знать текст Священного Писания и
уметь его толковать. Поэтому грамотность в Финляндии уже в ХlХ веке была стопроцентной.
Итак, финн рационализирует свой быт и точно также,
одновременно с этим, упорядочивает природу. Два процесса сливаются в один.
Космос структурируется, становится понятным. Он, кажется, больше уже не
вызывает страха. Создается картина мира, помогающая человеку жить и дающая психологическую
возможность действовать.
Эта мифологема обладает достаточными адаптивными
свойствами и эффективна в качестве защитного механизма. Однако есть одно
"но". Такая мифологема слишком проста. Если судить по ней, то
мировоззрение финна достаточно примитивно. Космос финнов слишком одномерен.
Даже если эта мифологема сработала бы в определенный период истории финнов, то
вряд ли она столь успешно функционировала бы в течении столетий. Этнос — сложное,
живое образование, и прямолинейная схематичность его сознания не могла бы
обеспечить его жизнедеятельность в столь трудных природных условиях. А поэтому
позволительно предположить, что здесь имеется двойное дно. За простой
рациональной картиной мира стоит некое иное содержание. Финская простота и
упорядоченность слишком страстная, напряженная. Стремление к мере иногда само
не знает меры. Рационализация порой становится иррациональной. Создается
впечатление, что вносимый финном порядок представляется ему наделенным
магической силой. Заговор, колдовская песня и рационализация мира оказываются
явлениями одного рода. Его предки пытались покорить мир пением, финн на рубеже
XIX — XX веков стремится покорить мир порядком.
А сам финн остается таким, каким он был столетия назад:
одиноким борцом с жестокой и беспощадной природой, не верящим никому и надеющимся
только на себя. Он творит себя сам, любит только то, что сам сотворил, в том
числе и себя самого, и свой народ, и свою Суоми. Ему ведома взаимопомощь,
ведомо товарищество, ведомо честное партнерство и сотрудничество, ведома
справедливость, но в его космосе нет дара, милости, которая дается не в награду
за что-то, а просто так, по Вышнему Произволению. Его земля никогда ничего не
давала ему без труда (как добрая мать-кормилица в более теплых странах) Она
требует бесконечного труда и человеческих костей. Она враждебна человеку, и
человек, чтобы выжить, должен бороться с ней.
Так финны и становятся природоборцами. Но естественные
силы человека слишком незначительны, поэтому финн и прибегает к магии — магии
слова или магии дела. Борьба с природой не на жизнь, а на смерть, и борьба в
одиночку — основные доминанты его сознания, но эта конфронтация между человеком
и природой, присутствующая в сознании финна, уже сама по себе является
результатом действия психологических защитных механизмов. Угроза названа.
Теперь — и это заложено в сознание этноса — должен быть найден адекватный,
снимающий угрозу психологически, ответ. И вот финн приписывает себе особые
качества, способности мага. Отсюда и множество колдунов в старой Финляндии. В этом
же корень и магии порядка, подчинения себе природы через ее упорядочивание.
Собственно, в финском сознании важен не порядок сам по себе, а способность
человека наводить порядок. Способность наводить порядок видится как особое
качество человека.
Конечно, кажется, что между мрачным колдуном и
цивилизованным, любящим во всем порядок, фермером разница огромная. Это так,
если мы видим только внешний феномен. Но и то, и другое — формы выражения
одного и того же содержания, одной и той же картины мира. Формы эти должны
соответствовать реалиям мира. Прежняя форма, колдовство, перестала соответствовать
тем культурным парадигмам, которые получили к XIX веку широкое распространение,
и была относительно легко отброшена, уступив место форме более адекватной.
Возможность таких метаморфоз, оставляющих незатронутым глубинное содержание,
заложена в сознании этноса. Она, по сути, является средством сохранения этого
содержания, а следовательно, самоидентичности этноса.
Итак, мы пришли к заключению, что для финна "образ
себя" — это образ одиночки, его действие в мире основано на приписывании
себе сверхъестественных черт, сверхчеловеческого могущества. Правда, наш
материал не дает возможности определить, на каком уровне происходило
взаимодействие этих одиночек, обладающих сверхъестественными силами, между
собой. Более того, весь доступный нам материал (относящийся к ХIХ веку)
демонстрирует, что каждый отдельный человек по отношению ко всем другим людям
прибегал к тому же упорядочивающему способу действия, что и по отношению к объектам
природы (или космоса в целом). Человек занимал свою определенную ячейку в
качестве члена семьи, друга, знакомого, постороннего, хозяина, работника,
нищего, врага и т. д., и эти позиции были довольно строго фиксированы. Мы не
видим выраженных проявлений коллективного начала. Финны в одиночку выполняли
даже те работы, которые почти все другие народы выполняли сообща, например,
освоение новых земель. Коллективно же делалось только то, что иначе делать
немыслимо, то есть круг таких дел, насколько возможно, был ограничен. Тем не
менее это не снимает вопроса о том, что и в финском сознании могут быть найдены
какие-то специфические формы микросоциального взаимодействия и что существует
какое-то особое финское представление о коллективе и коллективном действии, но
нам не удалось его зафиксировать (впрочем, немного ниже мы еще вернемся к этой
теме под иным углом зрения), так же как зафиксировать "образ
покровителя". Отсутствие последнего, впрочем, легко объяснимо именно
приписыванием самому человеку сверхъестественных черт. Функционально это одно и
то же.
В качестве "полюса зла" в этнической картине
мира финна мы определили дикую природу, — враждебность разлита в природе. Может
быть, это не вполне точное выражение, так как не исключено, что при более
тщательном изучении установок финна по отношению к природе (для чего мы не
имели возможностей), удалось бы обнаружить в природе точки концентрации зла
(может быть, даже одну точку), из которых и истекает зло, разлитое в природе.
Тогда можно было бы предположить, что покорение человеком природы
осуществляется путем преграждения злому началу путей воздействия на природу. Но
это не более, чем наша догадка, никакой реальной доказательной основы пока не
имеющая.
Способ воздействия человека на природу мы определили как
ее завораживание. При всей колоссальной разнице между образом жизни финна ХVIII
века и финна ХIХ века, по сути, изменился только способ завораживания природы,
то есть способ магии. Мы продемонстрировали неизменность этнических констант в
сознании финнов в этот период: сменилось лишь конкретное наполнение
"образа себя" и соответственно внешнее выражение образа действия
финна.
Итак, рискнeм сформулировать ряд парадигм, которые, как
нам представляется, отражают некоторые из этнических констант финнов:
Финн, страдая от непредсказуемых проявлений дикой природы,
разыгрывает определенную “драму” (то есть совершает действия в определенном,
обладающем для него особым смыслом, порядке), что, по его убеждению, устраняет
прежде всего неопределенность из мира его бытия — расставляет все элементы
мироздания на свои, соответствующие каждому из них, места. — Безразлично,
делает ли он это с помощью ритуальных магических действий или покоряет дикую
природу посредством ее упорядочивания своим беспрестанным и ритмичным трудом. В
любом случае человек на время снимает конфликт между собой и внешним миром и
устанавливает хотя бы шаткую и краткосрочную гармонию.
Этнические константы финнов задают такую адаптационную
схему, которая строится на более или менее четкой локализации злого начала вне
пределов себя, своего этноса. "Образ себя" наделяется атрибутами,
дающими возможность вести борьбу с внешними силами. В этом случае конфликтность
может быть очень интенсивной, но она имеет регулярную направленность, которая
не изменяется в результате принятия той или иной ценностной ориентации. Та
борьба между различными альтернативами этноса (различными внутриэтническими
группами, имеющими разные ценностные ориентации и несхожие идеологии), которая
возникала и возникает в различные периоды жизни финского народа, носит
ситуативный характер (то есть определяется текущими культурно-политическими
обстоятельствами, реакцией на них) и может быть связана с поиском наиболее
адекватного способа адаптации к внешнему миру. Внутренняя конфликтность этноса
оказывается экстериоризованной.
Способ поведения финна, осваивающего новый участок дикой
природы, всегда примерно один и тот же: истории маленьких финских хуторков ХIХ
века очень часто похожи как капельки воды, и почти каждая из них начинается
загубленными жизнями и надорванными силами первопоселенцев. (Неисключено, что
здесь мы можем даже уловить черты специфического финского коллективизма, как бы
не горизонтального, а вертикального, объединяющего представителей этноса не в
какую-либо социальную группу, действующую совместно и одновременно, а
коллектива, распределенного во времени. Ведь те, кто осваивает новые земли,
приходят последовательно друг за другом и продолжают дело предшественников
ровно с той точки, где те его оставили. Горизонтальные связи финнов при этом
минимальны.)
К сожалению, у нас нет достаточного материала, чтобы выяснить,
не было ли сходного алгоритма действия и у финнов-колдунов в предшествующую
эпоху, и поэтому мы не можем говорить, является ли он закономерным, заданным
этническими константами финнов, или случайным, присущим только данной исторической
эпохе.
Таким образом, мы даем описание одной из
адаптивно-деятельностных моделей финской культуры и можем поставить вопрос о
соотношении таковой модели с этническими константами. Этнические константы в
значительной мере определяют характер данной модели. Они являются как бы
элементами мозайки, из которой складывается узор. Или более удачно было бы
сказать: они подобны грамматическим парадигмам, из которых должна быть составлена
структура предложения. (Например: существительное в единственном числе
именительного падежа, наречье образа действия, глагол единственного числа
настоящего времени, существительное в единственном числе и предложном падеже,
прилагательное в единственном числе и предложном падеже. и т.д.) Эти парадигмы
выстраиваются в определенном порядке (образуют как бы форму предложения), а
затем заполняются конкретным содержанием.
Если мы будем рассматривать адаптационно-деятельностные модели в
качестве установок, то этнические константы следовало бы рассматривать как
некие “предустановки”, или установки более глубокого уровня. (И те, и другие — и адаптационно-деятельностные модели, и
этнические константы — бессознательны.) Этнические константы имеют адаптивное
происхождение (или точнее было бы сказать, адаптивное происхождение имеет комплекс этнических констант, поскольку
они взаимосвязаны между собой). Это и обеспечивает адаптивные качества
культурных моделей.
Этнические константы обеспечивают человеку возможность действовать, а адаптационно-деятельностные модели задают уже определенный алгоритм действия, но в самой общей форме, на парадигматическом уровне, не применительно к конкретным обстоятельствам. Их конкретизация происходит, когда на основе данных этнических констант кристаллизуется та или иная этническая традиция (и входящая в нее, в качестве особой компоненты, этническая картина мира).
О том, как протекает процесс кристаллизации картины мира,
мы будем говорить в следующей главе.
9. Как бы Вы стали изучать трансформацию этнической картины мира? Представьте вероятную цепочку Ваших рассуждений.
* Впредь к некоторым сюжетам мы будем давать
методологические комментарии, иногда краткие, иногда пространные, задачей
которых будет показать каким образом изложенные теоретические концепции
применяются к изучению исторического материала. Мы надеемся, что это поможет
читателям самим овладеть понятийным аппаратом и методами исторической
этнологии.
[1] Дершау Ф. Финляндия и финляндцы. СПб.: тип-фия
императорской Академии наук, 1899, с. 42 - 43.
[2] Лезин А. Финляндия. М.: тов-во И. Д. Сытина,
1906, с. 64.
[3] Лезин А., с. 57.
[4] Лезин А., с. 130.
[5] Лезин А., с. 128.
[6] Э. З. По Финляндии. Путевые очерки и заметки //
Русское богатство. - 1901. - N4, с. 187.
[7] Э. З. По Финляндии, с. 109.
[8] Водовозова Е. Финляндия // Мир Божий. - 1899. -
N10, с. 9.
[9] Водовозова Е. Финляндия, с. 21.
[10] Водовозова Е. Финляндия, с. 18.
[11] Лезин А. Финляндия, с, 11.
[12] Пуцикович Ф. Ф. Финны. СПб.: П. В. Куковников,
1909, с. 6.
[13] Рунеберг. О природе Финляндии. О нравах и образе
жизни народа во внутреннем крае // Современник. - 1840. - N 17, с. 17.
[14] Пуцикович Ф. Ф. Финны, с. 50.
[15] Сно Е. Э. В стране скал и озер. Финны. СПб.: О.
П.Попова, 1909, с. 30.
[16] Пуцикович Ф. Ф. Финны, с. 50.
[17] Мелюков А. Очерки Финляндии //Морской сборник. -
1853. - Т. ХХIII. - N 8, с. 24.
[18] Водовозова Е. Финляндия, с.10.
[19] Дершау Ф. Финляндия и финляндцы, с. 35.
[20] Дершау Ф. Финляндия и финляндцы, с. 71.
[21] Народы России. Финны, эсты, карелы и ливы. СПб.: тип-фия
тов-ва "Общественная польза", 1878, с. 28.
[22] Дершау Ф. Финляндия и финляндцы, с, 44.
[23] А-ъ Е. Письма из Финляндии. СПб.: тип-фия тов-ва
"Общественная польза", 1899, с. 83.